Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Формы работы с читателями Детское движение «Экологический БУМ – БА – РАЖ»
Формы работы

Центральная муниципальная детская библиотека им. М. Горького г. Ижевска
Детское движение «Экологический БУМ – БА – РАЖ»


A.M. Смолина,
заведующая отделом интеллектуально-творческого развития детей ЦМДБ им. М. Горького

 

Центральная муниципальная детская библиотека им. М. Горького проводит большую работу по воспитанию экологической культуры среди детей. Одним из направлений является детское движение «Экологический БУМ-БА-РАЖ», основная цель которого – развитие интереса к миру родной природы через радость общения с книгой.

Задачи движения:

– содействовать воспитанию бережного отношения к природе
– воспитать навыки экологической культуры
– расширить знания о природе.

Экологическое движение включает в себя использование разных форм мероприятий: уроки доброты, экологические мини-сочинения и их театрализация, рекламные проспекты экокниг, занятия детей в студии детского творчества «Фантазия», совместная работа с ДОУ № 96 по теме «Краски прочитанной книги», создание детьми по прочитанным книгам творческих работ.

«БУМ – БА – РАЖ» – это три блока программы детского движения.

Блок «БУМ» – «Больше Узнать Мир»

«БУМ» – это своеобразная «шумовая» реклама экологических книг посредством наглядных форм и уроков доброты.

Часть №1 – наглядная реклама книг.

Например, «Березовые бусы». На контурном изображении девушки-березки развешаны разноцветные бусы, каждая бусинка представляет собой обложку книги либо о животных, либо о птицах, либо о растениях. Над березкой светит летнее солнышко, которое приглашает ребят в мир книг:

«Милый дружок!

Подружись с другом меньшим!

А помогут тебе в этом книги на березовых бусах.

Выбери любые и возьми почитать их в библиотеке им. М. Горького.

Адрес библиотеки: улица Удмуртская, 216.»

Каждый, кто заинтересовался этими книгами, может сорвать «книжку-бусинку», принести ее в библиотеку и получить взамен саму книгу

«Девушка-березка» гостила у детей в ДОУ № 96, 114, в школах Первомайского района.

Часть № 2. Плакат-экоигра «Береги природу».

Правила игры: на плакате даны рисунки неграмотного отношения человека к природе в форме запрещающих знаков. Игрок должен выразить свое отношение к действиям человека и стрелками указать на те изображения запрещающих знаков, с которыми он согласен.

Автор плаката – экоигры – Сурнин Артур, 12 лет, читатель библиотеки.

Часть №3. Театрализованные «Уроки доброты».

Урок 1. «Путешествие на остров Доброты». Дети отправляются в увлекательное путешествие на остров Доброты. В дороге их сопровождает веселая песенка «Если добрый ты». Дети подпевают, иллюстрируют текст песни движениями. В пути они встречают Старичка-Лесовичка (кукла). Он им читает сказку А.Н. Толстого «Топор». Далее идет разбор сказки, и дети пытаются ответить на вопрос «Что значит быть добрым?». Путешествие проходит с использованием игровых приемов. Например, сказочный дуб опускает пушистые ветви при неправильном обращении с природой; библиотекарь дарит каждому ребенку по капельке доброты в ладошки, дети слушают «какая же она доброта?!» и кладут ее в карман. Урок сопровождается сказочными предметами, стихами, музыкой. В конце сказочного путешествия читатели находят доброту в книжках и журналах.

Урок 2. «Экология + Я = твои лучшие друзья». В сказочном путешествии дошколята пытаются найти аленький цветочек. На пути вновь встречают Старичка-Лесовичка, который объясняет детям значение слова «экология» и задает вопросы на тему разговора. За правильные ответы Лесовичок дарит путешественникам «Волшебную книгу природы». С помощью сказочных волшебных слов дети с ней знакомятся. Далее происходит игра-знакомство с книгами Е. Чарушина, В. Бианки. Дети слушают аудиокассету с голосами леса, разгадывают литературные загадки о животных, играют с веселым дождиком и т. д.

В конце сказочного путешествия дети находят цветочек аленький, который дарит им свою улыбку, а дети в ответ – свою. Свое понимание слова «экология» дети отобразили в рисунках. Полученные на уроке знания закрепляются чтением книг и журналов о природе.

Блок «БА» – это «Бери Акварель»

«БА» – эта красота природы, которую дети прочувствовали, читая книги, и выразили в рисунках.

В этот блок вошли занятия в творческой студии «Фантазия» и совместная деятельность библиотеки с ДОУ № 96 по теме «Краски прочитанной книги».

Часть №1. Воспитанники ДОУ №96 на своих занятиях прочитали книги о морских жителях. В результате «родились» детские работы – рисунки «Морские обитатели». В них малыши отразили свое личное представление о подводном мире нашей живой планеты.

Часть №2. Читателями – участниками студии детского творчества «Фантазия» – создана галерея рисунков о животных, растениях, цветах. По некоторым из них дети написали сказки. Одна из таких сказок – «Лекарство для мамы», автор Миронова Аня. Впоследствии по этой сказке был поставлен кукольный спектакль театром книги «Золотой ключик». Вот эта небольшая сказка.

«Жил – был зайчишка с мамой-зайчихой. Жили дружно и весело. Но тут случилась беда: заболело горлышко у мамы-зайчихи. Задумался малыш: как же маме любимой помочь? Где найти лекарство?

Вспомнил зайчонок, что есть у него любопытный дружок, котенок Васька. Он всюду совал свой нос, знал обо всем на свете. А еще Васька был очень добрый: он всем помогал. Васька выслушал зайчонка и загадочно сказал: «Знаю я только один ингредиент! Это ирис. Ты его сразу найдешь, он у того дерева!»

Обрадовался зайчонок, поскакал по дорожке. Видит: растет цветочек. Сорвал его и поскакал дальше. Привели ноги зайчонка к пруду. Там, у берега плавала Седая Утка. Она была ясновидящей.

– «Я знаю, что ты ищешь, – начала она, – ингредиенты, чтобы создать волшебную морковь «Кассиониду». Это вымирающий вид. Восстановить его ты сможешь, найдя неизвестный голубой цветок и Весеннюю ромашку. Смешав все, что ты собрал, зайка, ты создашь Кассиониду. Спеши!».

Поблагодарив Седую Утку, зайка снова поскакал по пыльной дорожке. А вот и голубой цветок! Возле него летала бабочка Радуга. Она сказала: «Поспеши, зайчик! Твоей маме стало хуже. Простая Кассионида не поможет. Я точно ничего не знаю, но спроси у ежика. Он близкий друг Седой Утки, он тоже многое знает. Спеши, зайчик!»

«Как же я найду Весеннюю ромашку?» – сокрушался зайка. Вспышки света заставили его отключиться на миг. Придя в себя, тот побежал к свету. Свет издавала Ромашка. От нее шла в небо радуга. На лепестках блестела роса.

«Вот откуда радуга на небе!» – смекнул малыш и положил цветок в карман.

Заяц закрыл глаза и тихо побрел по лесу. Неожиданно зайчик наткнулся... на самого ежика! Тот сказал: «Здравствуй! Я-Дуб – друид. Радуга мне все рассказала. Смотри! Это лиловообразная малина сможет усилить морковку Кассиониду. А последний ингредиент ты знаешь, он главный! Это простая морковь!». Не видя ничего, зайка побежал к дому и сорвал две морковки. Сварив эликсир и окунув морковки в нем, зайчишка радостно протянул маме одну из них. Мама странно посмотрела на красную – красную Кассиониду, но все же съела ее. И стала здоровой! А вторую морковку заяц припрятал в шкафчик на черный день. И вторая Кассионида, к счастью им не понадобилась».

Блок «РАЖ» – это «Рискни Активно Жить».

«РАЖ» – это проявление активной жизненной позиции к проблемам экологии.

В это блок вошли мини-сочинения читателей на тему «Как помочь животным, растениям и себе». Читатели нашей библиотеки после чтения экологических сказок, научно-популярных книг писали мини-сочинения, сочиняли стихи. Тема экологии затронула лично каждого творца-читателя. Участники движения входят в экологический десант по уходу за цветочными клумбами у библиотеки. В этом проявляется их активная жизненная позиция.

Работа по экологическому просвещению детей продолжается, и библиотекари ищут новые интересные формы прочтения книг.

Поиск