Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Формы работы Подборка различных эколого-просветительских мероприятий за последние годы в День без машин
Формы работы

Подборка различных эколого-просветительских мероприятий за последние годы в День без машин


22 сентября во всем мире отмечается День без машин World Carfree Day.

Является ли Всемирный день без автомобиля символической акцией или этот день может стать настоящей «экологической» датой, имеющей большой резонанс и просветительскую пользу?

Предлагаем Вашему вниманию подборку различных эколого-просветительских мероприятий за последние годы по тематике, ко Дню без машин. Библиотеки могут использовать эти факты в различных информационно-просветительских материалах (буклетах, листовках и т.д.), рассказывающих читателям, как о вреде автомобилей, так и об активных действиях и акциях, проводимых в этот день экологического календаря во всем мире. Не менее интересно было бы в погожий сентябрьский выходной провести велосипедную гонку, или игру-соревнование, по типу игры «Трансплантация», описание которой предложено ниже или взять на разработку идею «экологического ориентирования», проводимого Гринписом и т.д.

Из истории празднования Дня без машин

Во многих городах мира в этот день жители добровольно личным примером поддерживают акцию «In town without my car» («В город без машины»), отправляясь на работу или по делам не на автомобиле, который они оставляют дома, а на общественном транспорте, велосипеде или пешком. Узнать больше.

В России инициативу проведения Дня без автомобиля официально поддерживают только Белгород – с 2005 года, Нижний Новгород – с 2006 г. и Москва – с 2008-го. В 2009 году в акции «День без автомобиля» впервые принял участие Калининград. В 2003 году несколько общественных организаций и активистов объединились в общественное движение «Россия без машин», которое провело в Москве ряд успешных акций по привлечению внимания к транспортной проблеме.

В 2009 г. в Москве: Жители Москвы вяло отреагировали на призыв городских властей присоединиться к Всемирному Дню без автомобилей, Об этом сообщили в столичной Госавтоинспекции. Количество транспорта на дорогах значительно не уменьшилось. «Мосгортранс», Всемирный фонд дикой природы и другие общественные организации призвали москвичей поддержать Всемирный день без автомобилей. Дополнительно было выпущено на трассу двести автобусов, сто троллейбусов и пятьдесят трамваев. Снижена плата за проезд в общественном транспорте.

В 2010 г. В Швейцарии стартовала кругосветная гонка на электромобилях ZERO Race. Закончится гонка 22 января 2011 г. также в Швейцарии. Российский этап гонки проходит со 2 по 9 сентября 2010 г. по маршруту Орел; Тула; Москва; Владимир; Нижний Новгород; Чебоксары; Казань; Набережные Челны; Уфа; Челябинск; Курган. Гонка носит и просветительский характер, ведь речь идет об альтернативных видах транспортных средств, не загрязняющих атмосферу. Российскими участниками гонки стали сотрудники Российского зеленого креста.

Методические идеи

WWF составил свод простых правил, позволяющих оптимизировать вождение для того, чтобы достичь максимально низкого уровня потребления топлива и выбросов СО2.

Эти правила можно было бы предложить читателям с пометкой по типу:

«Если же отказаться от автомобиля даже на день по какой-то причине все же не возможно» или правила экологически сознательного водителя»

Основные правила эковождения:

1. Планирование маршрута поездки – необходимо выбирать наименее загруженные магистрали;

2. Постепенное увеличение скорости. Смена передачи по достижению 2000 оборотов в минуту для дизельных двигателей и 2500 оборотов в минуту для бензиновых двигателей. Движение на постоянной скорости при минимально возможных оборотах двигателя;

3. Выключение двигателя при остановках и в пробках;

4. Регулярный контроль давления в шинах: шины, уровень давления в которых ниже нормы на 25%, увеличивают сопротивляемость автомобиля при старте с места на 10%;

5. Бережное использование системы климат-контроля. Не использовать ее вовсе, если температура окружающей среды того не требует; не открывать окна, если система климатизации включена;

6. Плавное торможение позволяет сохранять преимущества инерционного движения автомобиля, при этом расходуется минимальное количество топлива;

7. Движение в одном ряду – «скачки» из ряда в ряд и постоянные перестроения способствуют увеличению расхода топлива и соответственно выбросов углекислого газа.

Анкетирование, информационная подготовка ко Дню без машин

Готовы ли вы участвовать, поддержать акцию «День без машин?» или «Возможен ли День без машин в нашем городе!»– с такими вопросами обратились журналисты в некоторых городах России (Курск, Волгодонск и др.) к жителям города. Библиотеки также могут разработать анкету и провести мини-опрос читателей и просто население города с целью оценить возможное участие горожан в акции, их отношение к проблеме загрязнения воздуха автомобилями, их информированность о Международной акции «День без машин», о желании и возможности пересесть на велосипед или использовать общественный транспорт и т.д.

Типы игр, приуроченных к этому Дню

Экологическая игра «Транспортация»

В Нижнем Новгороде в 2005 году прошла экологическая игра «Транспортация». Городская игра проводилась в поддержку Международного дня без автомобилей. В ней приняло участие семь команд (члены детско-юношеских организаций «Зеленый парус», «Кроты», «Клуб имени Алеши Пешкова», школьники и студенты вузов). В ходе игры они продемонстрировали знание пешеходных маршрутов в историческом центре города, провели экспресс-оценку городской среды (состояние деревьев, интенсивность автопотока на Варварской улице, где вскоре пройдет новая магистраль). Также участники акции провели опрос нижегородцев. Жители предложили развивать городской парк трамваев и троллейбусов, вынести бизнес-центр на окраину, ввести ограничение на въезд в центр в зависимости от номеров машины и дней недели, озеленять улицы.

Транспортация – это городская игра-путешествие. Несколько команд (это старшеклассники и студенты) соревновались, кто быстрее и лучше пройдет по маршруту и выполнит все задания. Задания были разные, связанные и с краеведением, и с экологической ситуацией в городе, и конечно же с транспортными проблемами. Цель игры – узнать, насколько удобен город для людей, которые передвигаются пешком и на общественном транспорте, лучше узнать свой город, и просто хорошо провести время в веселой кампании.

Соревнования, организованные общественной организацией «Центр Экологических Инициатив»

26 сентября 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялись соревнования, организованные общественной организацией «Центр Экологических Инициатив» при поддержке проекта «Бегущий город» и молодежной экологической организации «Дети Балтики». Целью проведения соревнований была пропаганда использования общественного транспорта и велосипеда в городе. Команды соревновались в двух категориях – «Общественный транспорт» и «Велосипед». Их задачей было посетить 10 точек в центральной и северной частях Петербурга. Результаты соревнований, по мнению председателя совета Центра экологических инициатив Александра Фёдорова, продемонстрировали прямо-таки удручающее состояние городского общественного транспорта. Те участники соревнований, кто не использовал маршрутки, затратили на маршрут протяженностью 50 километров в среднем 5 часов. Среднее время, затраченное велосипедистами на прохождение того же маршрута, составило 3 часа. Такое преимущество велосипеда над другими механическими средствами передвижения было показано в выходной, когда в городе нет автомобильных пробок. А в будние дни, когда на дорогах появляются заторы, велосипедисты имеют еще большее преимущество. http://iecoop.info/2004_09_5.htm

Экологическое ориентирование

Структура игры

На стартовой станции команде выдаются координаты местоположения следующей станции. Команда переходит на вторую точку, выполняет задание и двигается по координатам к следующей станции. Таким образом, за игру команда проходит несколько станций и выполняет несколько заданий. Все задания не только интересны для выполнения, но и несут в себе экологический смысл. Вы узнаете много нового о том, как сделать свою жизнь более безопасной и как вести себя, чтобы снизить своё влияние на окружающую среду. Выигрывает команда, которая максимально быстро и правильно пройдёт все задания. Возможно участие пеших и велосипедных команд. Продолжительность прохождения маршрута – около 3–4 часов.

Правила участия

В ориентировании участвуют команды численностью до 6 человек. Возраст участников не ограничен. Вы можете участвовать вместе со своей семьёй, родными, близкими и друзьями. Для регистрации в игре каждый участник делает взнос в Greenpeace в размере 200 рублей (если взнос делается до 23:00 23 сентября). В день и накануне мероприятия взнос составляет 300 рублей. Ваш взнос – это пожертвование на работу по сохранению и возрождению лесов. Это отличный шанс совместить приятное с полезным: поучаствовать в увлекательной экологической игре и внести свой вклад в защиту окружающей среды. Сделать взнос можно с помощью терминала QIWI (КИВИ) или наличными. Узнайте подробности в регистрационной форме.

Призы

Победители из числа велосипедных и пешеходных команд получают памятные призы и подарки от Гринпис.

Узнать об игре больше.

Поиск