|
Формы работы
Социологическое исследование «Библиотека и экология»
Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д. Батожабая
Социологическое исследование «Библиотека и экология»
Введение
Для того, чтобы «навести порядок в головах» людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека.
За последние годы в республике накоплен положительный опыт экологического образования, просвещения и воспитания населения от дошкольников до студентов, от учителей до лиц, принимающих управленческие решения. Сделано много, но и проблем осталось много.
Большой блок в системе непрерывного всеобщего экологического образования составляет экологическое просвещение, под которым мы понимаем распространение экологических знаний и образования. Через него практически проходит все население от мала до велика, от ребенка до пенсионера. Осуществляет его учреждения образования, дополнительного образования, культуры, природоохранные структуры, СМИ, государственные и общественные организации.
Одну из ведущих ролей в деле экологического просвещения населения играют библиотеки. Обладая уникальными возможностями приобщения населения к экологической информации и будучи общедоступными библиотеки являются действенным звеном в системе экологического просвещения. Подтвердить данное положение, было призвано исследование «Библиотека и экология»
1. Характеристика исследования.
В первом квартале 2001 года научно-методическим отделом совместно с сектором экологической культуры Государственной республиканской юношеской библиотеки Республики Бурятия было проведено социологическое исследование среди читателей библиотеки и учащихся 8-х 11 классов, учащиеся системы начального и среднего профессионального образования, библиотекарей, работающих с юношеством и специалистов в области экологии.
Цели исследования:
определение эффективности работы юношеской библиотеки, как центра экологического образования и просвещения молодежи;
определение информационных потребностей пользователей сектора экологической культуры;
выявление факторов, определяющих читательские интересы пользователей библиотеки по проблеме;
Полученные данные, должны были определить роль библиотеки в предоставлении экологической информации; выявления тематики запросов и степени удовлетворения их выполнением библиотечными специалистами, в частности специалистами сектора экологической культуры ГРЮБ РБ.
Согласно этим целям были определены субъекты исследования: учащиеся 8 11 классов школ города (являющиеся основной группой читателей ГРЮБ РБ), учащиеся системы профессионального образования, библиотекари. Библиотекари учебных заведений начального и среднего профессионального образования, некоторых централизованных библиотечных систем, а так же специалисты в области экологического образования (учителя и преподаватели экологии, специалисты Лаборатории экологического образования Бурятского института повышения квалификации работников образования). Использовались методы: анкетирование (составлено 2 вида анкет, первый для специалистов и преподавателей, второй для старшеклассников и студентов).
Базами исследования стали: сектор экологической культуры ГРЮБ РБ, учебные заведения города Улан-Удэ, школы №№ 17, 18, 19, 56, 29, профессиональные лицеи №№ 12, 16, колледжа связи и информатики, агроколледж им. Ербанова, школа экологических знаний «ЭКОС» ГДДЮТ. Анкетирование специалистов проводилось на семинарах и творческих лабораториях библиотекарей, проводимых ГРЮБ РБ.
2. Социально-демографические характеристики респондентов
Всего было опрошено 296 респондентов (обработано 289 анкет, 7 анкет отбраковано неправильно заполненные, или заполненные менее 70 %)., Из них: 214 учащихся:
учащиеся 8 9 классов 60 человек или 28%;
учащиеся 10 11 классов 78 человек или 36,4%;
учащиеся ПТУ, ССУЗ 76 человек или 35,5%;
75 специалистов экологов и библиотекарей:
библиотекари 29 человек или 38,7%;
специалисты экологи 46 человек или 61,3%.
Общее распределение респондентов по возрасту представлено в таблице 1.
Таблица №1.
Возраст | Абсолютное число | %% |
14 15 лет | 60 | 20,8 |
16 17 лет | 97 | 33,6 |
17 21 лет | 61 | 21,1 |
21 25 лет | 12 | 4,2 |
25 40 лет | 34 | 11,8 |
Старше 40 | 25 | 8,7 |
Всего | 289 | 100 |
Таким образом, около 80 % респондентов исследования составляет молодежь от 14 до 25 лет.
Распределение по полу в различных возрастных группах составило:
Таблица №2.
Возраст | Женский | %% | Мужской | %% |
14 15 лет | 37 | 12.8 | 23 | 7,9 |
16 17 лет | 49 | 17,0 | 48 | 16,6 |
17 21 лет | 29 | 10,0 | 32 | 11,1 |
21 25 лет | 4 | 1,4 | 8 | 2,8 |
25 40 лет | 32 | 11,1 | 2 | 0,7 |
Старше 40 | 18 | 6,2 | 7 | 2,4 |
Всего | 169 | 58,5 | 120 | 41,5 |
Девушки, в возрасте от 14 до 17 лет не намного превышают в количестве юношей данного возраста (в основном это старшеклассники и учащиеся ПУ), преобладание юношей, в возрастной группе от 17 до 25 лет объясняется спецификой следующих учебных заведений, студенты которых составили основное число респондентов в данной возрастной категории это колледжа связи и информатики и совхоз колледж. В старших возрастных группах преобладание женщин определяется тем, что респондентами стали библиотекари и преподаватели учебных заведений (которыми традиционно становятся представительницы слабой половины человечества).
Распределение по образованию представлено в таблице 3.
Таблица №3.
Образование | Абсолютное число | №№ |
Неполное среднее | 158 | 54,8 |
Среднее | 15 | 5,2 |
Неполное среднее
специальное | 41 | 14,2 |
Среднее специальное | 19 | 6,5 |
Неполное высшее | 19 | 6,5 |
Высшее | 37 | 12,8 |
Всего | 289 | 100 |
Как уже отмечалось, большинство респондентов учащиеся и старшеклассники. В школах города учатся 47,8% опрошенных (учащиеся 8 9 классов 60 человек или 20,8%; учащиеся 10 11 классов 78 человек или 27%). Более 90 человек опрошено в школах №№ 17, 18, 19, 29 и 56. Анкетирование проводилось в 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классах, независимо от специализации классов. 24 школьника было проанкетировано непосредственно в секторе экологической культуры, и 21 школьник ответили на вопросы анкеты в городской школе экологических знаний «ЭКОС».
В учебных заведения начального профессионального образования обучаются 35 человек или 12,1% опрошенных. В выборку попали учащиеся профессионального лицея №16 и торгово-коммерческого лицея № 12. Здесь было опрошено 29 человек, ребята обучаются не только традиционным специальностям: повар кондитер (5 человек), продавец (6 человек), бухгалтер (6 человек), так и новым агент по снабжению (3 человека), оператор ЭВМ (3 человека) так же в ПЛ №16 введена специальность организатор туризма (6 человек). Кроме того, в секторе экологической культуры были опрошены 6 человек.
В средних специальных учебных заведениях получают образование 14,2% опрошенных (41 человек). В секторе экологической культуры были опрошены 5 студентов, из них 3 технические специальности, 2 гуманитарного профиля. 21 человек студенты колледжа связи и информатики; все опрошенные, получают специальности в области электротехники и связи. 15 человек студенты агроколледжа им. Ербанова, опрошенные, обучаются профессиям, связанным с сельским хозяйством.
28 человек опрошенных (9,7%) библиотекари. Анкетирование прошли: библиотекари профессиональных училищ 15 человек; 9 человек библиотекари техникумов; 4 человека библиотекари сельских ЦБС, работающие с юношеством. Анкетирование проводилось во время семинаров и творческих объединений, проводимых ГРЮБ РБ.
Специалисты в области экологического образования составили 15,9% от общего числа опрошенных (46 человек). С анкетами специалисты сектора экологической культуры и научно-методического отдела ГРЮБ РБ прошли по учебным заведениям города 16 школьных учителей экологии, 20 преподавателей экологии училищ и техникумов, 5 вузовских преподавателей экологии. В анкетировании приняли специалисты учебной экологической лаборатории Бурятского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО) 3 человека и 2 специалиста бывшего Государственного комитета по экологии Республики Бурятия.
3. Анализ результатов исследования учащейся молодежи.
Анкета для читателей включала в себя вопросы, которые можно разбить на следующие блоки:
1. Отношение юношества к экологии в системе культурных норм и ценностей.
2. Круг читательских интересов и тематика запросов.
3. Мотивация обращения к литературе по экологии.
4. Библиотечные услуги и обслуживание в рамках экологического просвещения.
На анкеты ответили 214 учащихся, из них читателями юношеской библиотеки являются 209 человек.
Отношение читателей к экологии в системе культурных норм и ценностей.
На вопрос «Согласны ли Вы с тем, что проблемы экологии, на сегодня, особенно актуальны?»: полностью согласились 133 человека (62,1%) это, в основном, старшеклассники, учащиеся училищ и техникумов. Скорее согласны 41 человек (19,2); скорее не согласны 16 человек (7,5) к «сомневающимся» в основной массе можно отнести студентов. Полностью не согласны 13 человек (6,1%); затруднились ответить 14 человек (6,5%) данные категории разнородны и по возрасту, и по половой принадлежности и по уровню образования. Некоторые из респондентов, привели другие не менее важные, на их взгляд проблемы: проблемы терроризма, отношения с родителями, любовь, секс и др. Возможно, некоторая прямолинейность вопроса вызвала подобную расстановку ответов. Тем не менее, ответивших положительно по данному пункту большинство.
На вопрос о необходимости экологической информации ответы прозвучали следующим образом: 179 респондентам информация по экологии нужна. 9 человек не нуждаются в данной информации в основном, это студенты колледжа связи и информатики, 26 человек прибегают к ней лишь изредка.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что информация по экологии важна и необходима для основной массы респондентов. Вероятно это вызвано следующими факторами: образовательными процессами в учебных заведениях, во многих из которых идет активная экологизация предметов; активизацией экологического просвещения в учреждениях дополнительного образования; расширением деятельности учреждений культуры, в том числе библиотек по проблеме; вниманию СМИ к проблемам экологии.
Круг читательских интересов и тематику запросов были призваны определить вопросы второго блока.
Проблемы экологии, имеющие первостепенное значение для ребят:
Таблица№ 4
№№ | Проблемы
экологии | Важны | Незначительно | Не интересуют | Затрудняюсь
ответить |
1 | Глобальная экология | 88 | 112 | 9 | 5 |
2 | Экология человека | 191 | 14 | 8 | 1 |
3 | Социальная экология (взаимодействие общества с природной средой) | 164 | 34 | 12 | 4 |
4 | Агроэкология | 149 | 52 | 10 | 3 |
5 | Экология города | 157 | 30 | 23 | 4 |
6 | Промышленная экология | 27 | 154 | 27 | 6 |
7 | Геоэкология | 36 | 12 | 154 | 12 |
8 | Экология Байкальского региона | 207 | 5 | 2 | |
Подобная разбивка проблем экологии взята в соответствии со структурой содержания общеобразовательной области «Экология», представленной лабораторией экологического образования, Бурятского института повышения квалификации работников образования. Помимо пунктов, предложенных данной структурой мы ввели и пункт «Экология Байкальского региона». Таким образом, наибольший интерес у респондентов вызывают проблемы экологии человека, социальная экология, экология города и агроэкология. Вне конкуренции экологические проблемы Байкальского региона, 96, 7 % респондентов отметили важность данной проблемы для них. Такой большой процент можно объяснить «личной» заинтересованностью, усилением краеведческого аспекта в образовательной деятельности учебных заведений. Незначительно ребята интересуются глобальными проблемами экологии, что осталось для нас не совсем понятным. Наименьший интерес вызывает геоэкология.
Мы попытались выяснить какую литературу по экологии предпочитают наши респонденты. 35 человек (16,4%), в основном, это студенты агроколледжа и ребята, посещающие городскую школу «ЭКОС» отдают предпочтение научной литературе. Эта группа отдает предпочтение данному виду литературы, в силу специфики своего учебного процесса, предполагающего углубленное изучение проблем экологии. 98 человек (45,8%) отдали предпочтение справочной литературе, в основном, это учащиеся 89 классов и профессиональных училищ. 66 человек (30,8%) выбрали научно-популярную литературу. 9 человек (4,2%) ответили, что предпочитают художественную литературу, затрагивающие проблемы экологии.
Мотивация обращения читателей к литературе по экологии.
Анкета предоставила возможность респондентам определить, кто формирует отношение к экологическим проблемам. Самым мощным стимулятором чтения по экологии является российская система образования. 98% (209 респондентов) ответили, что основным вдохновителем чтения экологической литературы являются учебные заведения, в которых они обучаются. В то же время, 36% респондентов (77 человек) отметили и собственный интерес к проблемам экологии, в основном это учащиеся школы «ЭКОС», студенты агроколледжа, постоянные читатели сектора экологической культуры.
Частота обращения к экологической информации представлена в таблице №5.
Таблица №5
| 1 раз в неделю | 1 раз в месяц | 1 раз в квартал | 1 раз в год | Итого |
89 классы | 23 | 10,7% | 15 | 7% | 18 | 8,4 | 4 | 1,9% | 60 |
1011 классы | 38 | 17,8% | 22 | 10,2% | 14 | 6,5% | 4 | 1,9% | 78 |
Проф. училища | 6 | 2,8% | 17 | 7,9% | 7 | 3,3% | 3 | 1,4% | 33 |
ССУЗ | 17 | 8% | 12 | 5,6% | 10 | 4,6% | 2 | 0,9% | 41 |
В т. ч. «Экос» | 21 | 9,8% | | | | | | | 21 |
Итого | 84 | 39,25% | 66 | 30,8% | 49 | 22,9% | 13 | 6% | |
Из представленной таблицы, мы видим, что наиболее часто обращаются к литературе оп экологии учащиеся городской школы экологических знаний «Экос» ГДДЮТ. Из учащихся профессиональных училищ, все 6 человек, чаще других обращающихся к экологической информации это учащиеся профессионального лицея №16, со специализацией «организатор туризма». Студенты агроколледжа так же отличаются частым обращением к подобной информации. Для школьников характерно, что учащиеся выпускных классов отличаются большей активностью. 2 учащихся профессиональных училищ не ответили на данный пункт анкеты.
Цели обращения к экологической информации распределились, следующим образом:
Таблица №6
| 89 кл. | 1011 кл. | ПУ | ССУЗ | ИТОГО |
Подготовка рефератов | 57 | 26,6% | 72 | 33,6% | 34 | 15,9% | 36 | 16,8% | 199 | 93% |
Подготовка к учебным занятиям | 57 | 26,6% | 78 | 36,4% | 8 | 3,7% | 17 | 7,9% | 100 | 46,7% |
Участие во вне учебных мероприятиях | 39 | 18,2% | 45 | 21% | 6 | 2,8% | 12 | 5,6% | 94 | 43,9% |
Получение новой
информации | 25 | 11,7% | 36 | 16,8% | 9 | 4,2% | 10 | 4,7% | 80 | 37,4% |
Самообразование | 21 | 9,8% | 28 | 13,1% | 7 | 3,3% | 11 | 5,1% | 67 | 31,3% |
Другие | 4 | 1,9% | | | | | | | 4 | 1,9% |
Наиболее частой причиной обращения к литературе экологической тематики, как и ожидалось стала подготовка рефератов: 93% респондентов отметили эту позицию анкеты. 46,7% опрошенных используют данную литературу при подготовке к учебным занятиям, в основном это школьники, учащиеся по специальности организатор туризма ПУ №16, естественно, студенты агроколледжа. Самообразование по экологии характерно для учащихся школы «Экос», ребят, проанкетированных непосредственно в секторе экологической культуры. Для школьников так же характерным мотивом обращения является участие во вне учебных мероприятиях.
Из основных источников информации по экологии наши респонденты заявили библиотеку 179 человек (83,6%). 119 человек (55,6%) получают информацию из средств массовой информации. 197 человек (92,1%) в качестве источника информации заявили свои учебные заведения. Другие источники информации (личные библиотеки, массовые мероприятия, проводимые в республике, участие в экологических акциях и т.д.) отметили 17 человек (7,9%). Таким образом, ребята в своей работе активно пользуются самыми разнообразными источниками информации.
Большой блок вопросов был посвящен выяснению роли юношеской библиотеки как центра экологического образования и просвещения. На вопрос «Если Вам нужна информация по экологии обращаетесь ли Вы в сектор экологической культуры ГРЮБ РБ?». Ответы на этот вопрос распределились следующим образом:
Таблица № 7
| 89 кл. | 1011 кл. | ПУ | ССУЗ | Итого |
Да | 45 | 21% | 67 | 31,3% | 25 | 11,7% | 31 | 14,5% | 168 | 78,5% |
Нет | 3 | 1,4% | | | | | 3 | 1,4% | 6 | 2,8% |
Иногда | 12 | 5,6% | 11 | 5,1% | 10 | 4,7% | 7 | 3,3% | 40 | 18,7% |
Из 214 человек, принявших участие в опросе 209 человек являются читателями нашей библиотеки. Для респондентов характерно обращение в библиотеку, в сектор экологической культуры. Лишь 2,8% опрошенных не обращаются в сектор. Наиболее активны в своих обращениях школьники 1011 классов.
Насколько часто ребята получают отказы на свои запросы, данный аспект освещен в таблице №8.
Таблица №8
| 89 кл. | 1011 кл. | ПУ | ССУЗ | Итого |
Очень часто | 5 | 2,3 % | 3 | 1,4 % | 5 | 2,3% | 3 | 1,4% | 16 | 7,5 % |
Иногда | 21 | 9,8% | 12 | 5,6% | 14 | 6,5% | 25 | 11,7% | 72 | 33,6% |
Очень редко | 34 | 15,9% | 62 | 29% | 15 | 7% | 13 | 6,1% | 124 | 57,9% |
Всегда | | | 1 | 0,5% | 1 | 0,5% | | | 2 | 0,9% |
Итого | 60 | 28% | 78 | 36,4% | 35 | 16,4% | 41 | 19,2% | 214 | 100% |
Иногда получают отказы 72 человека. Очень редко 124 человека. Мы считаем, что такое число ответов можно объяснить высокой квалификацией сотрудников сектора, которые помимо элементарной выдачи литературы по требованиям, часто проводят углубленные консультации для наших читателей. Очень часто получают отказы 16 респондентов. 2 человека отметили позицию «Всегда». Нас заинтересовали эти 2 человека, они оказались учащимися ПУ№12 и Электроколледжа связи и информатики; в позиции «Как часто обращаетесь за экологической информацией» оба отметили 1 раз в год. Возможно, именно отказы в секторе повлияли на подобную частоту обращений. Возможно, ребятам просто не повезло: в силу того, что с штат библиотеки очень мал (26 библиотечных работников, в секторе 2 человека), эти учащиеся обслуживались не сотрудниками сектора.
На вопрос: «Если Вы получили отказ, то какова по-вашему, причина отказа?» на первое место респонденты вынесли нет в фонде, подобным образом ответили 66,4% опрошенных (142 человека). По-видимому, это ребята с запросом на определенную книгу. На сегодня фонд экологической литературы, сосредоточенный в секторе экологической культуры составляет 1254 экз. документов и вполне возможно, что есть определенные лакуны в комплектовании данного раздела фонда. Подобные проблемы решаются, посредством замены не имеющихся в фонде книг на близких по тематике, содержанию. 29 % опрошенных считают, что причиной отказа может быть то, что источник занят, находится на руках у других пользователей. Действительно, экземплярность документов по экологии в библиотеке не велика, библиотек, обслуживающих данную категорию читателей и обладающих фондами по экологии мало. Кроме того, для запросов характерна некоторая «сезонность», «регулярность», что объясняется учебными программами по экологии. 3,3% опрошенных в качестве причины указали ограниченность информационных носителей, в основном это студенты электроколледжа связи и информатики. Действительно, до недавнего времени библиотека не имела в своем фонде нетрадиционных носителей информации. Благодаря, выигранным грантам, безвозмездной помощи некоторых ученых экологов авторов CD по экологии фонды нашей библиотеки пополнились подобными документами, мы подключились к Интернету.
На вопрос «Ваше отношение к фонду сектора экологической культуры» ответы прозвучали следующим образом:
Таблица №9
| 89 кл. | 1011 кл. | ПУ | ССУЗ | Итого |
Удовлетворяет полностью | 26 | 12,1% | 35 | 16,4% | 23 | 10,7% | 21 | 9,8% | 105 | 49,1% |
Недостаточно
(предлагалось указать темы) | 27 | 12,6% | 40 | 18,7% | 11 | 5,1% | 19 | 8,9% | 97 | 45,3% |
Не удовлетворяет | 4 | 1,9 % | 3 | 1,4% | 1 | 0,5% | 1 | 0,5% | 9 | 4,2% |
Итого | 60 | 28% | 78 | 36,4% | 35 | 16,4% | 41 | 19,2% | 214 | 100% |
Наибольшее число неудовлетворенных или удовлетворенных недостаточно нашими фондами оказались школьники 1011 классов. Недостаточно удовлетворенными ребята назвали достаточно узкие запросы, это экология районов Бурятии, информация о различных видах животных и растениях, в краеведческом контексте, экология отраслей промышленности и т.д. Три восьмиклассника не ответили на данный вопрос. В целом, учитывая выше изложенное по проблеме комплектования фондов, можно сказать, что в целом картина удовлетворительная.
Необходимость специализированного сектора, комфортность обслуживания в нем отражена в таблице № 10.
Таблица №10
| 89 кл. | 1011 кл. | ПУ | ССУЗ | Итого |
Удобнее обслуживание в спец. секторе | 45 | 21 % | 63 | 29,4% | 20 | 9,3% | 23 | 10,7% | 151 | 70,6% |
Удобнее обслуживание на универсальном
абонементе | 5 | 2,3 % | 3 | 1,4% | 14 | 6,5% | 5 | 2,3% | 27 | 12,6% |
Не имеет
значения | 10 | 4,7 % | 12 | 5,6% | 1 | 0,5% | 13 | 6,1% | 36 | 16,8% |
Другой вариант | | | | | | | | | | |
Итого | 60 | 28% | 78 | 36,4% | 35 | 16,4% | 41 | 19,2% | 214 | 100% |
Комфортность обслуживания в специализированном секторе в первую очередь отметили школьники, посещающие школу «Экос», студенты агроколледжа, постоянные читатели сектора. Для 16,8% не имеет значения где они будут обслуживаться, им важен результат получение информации. 27 человек считают, что удобнее обслуживание на универсальном абонементе, возможно, такой ответ вызван тем, что сектор экологической культуры располагается при абонементе ГРЮБ РБ.
«Ваше отношение к книжным выставкам по экологии». Ответы распределились следующим образом:
Таблица №11
| 89 кл. | 1011 кл. | ПУ | ССУЗ | Итого |
Очень нужны, нахожу на них
полезную информацию | 46 | 21,5% | 60 | 28% | 21 | 9,8% | 31 | 14,5% | 158 | 73,8% |
Редко обращаюсь к ним | 12 | 5,6 % | 15 | 7% | 10 | 4,7% | 9 | 4,2% | 46 | 21,6 |
Не обращаю
внимания | 2 | 0,9 % | 3 | 5,6% | 4 | 1,9% | 1 | 0,5% | 10 | 4,9% |
Высокий процент обращений к книжным выставкам (более 70%) объясняется большой активностью сектора экологической культуры. Информация о новых книжных выставках регулярно звучит в СМИ: на радио, в местной печати. Организуются экскурсии, на которых проходят обзоры книжных выставок, проводятся презентации новых выставок. Выставки также организуются и экспонируются на массовых мероприятиях, проводимых сектором. Те ребята, которые не обращают внимания на книжные выставки, отметили свое нечастое обращение к литературе по экологии.(1 раз в год).
Несколько вопросов анкеты были призваны определить отношение наших читателей к массовым мероприятиям, проводимым сектором экологической культуры.
Как часто посещают ребята наши мероприятия по экологии: 142 респондента (66,4%) посещают подобные мероприятия регулярно, в основном это учащиеся близлежащих школ, агроколледжа, школы «Экос», где многие преподаватели приводят своих учеников на массовые мероприятия библиотеки. 57 человек (26,6%) посещают мероприятия от случая к случаю, это наши читатели, проживающие за границей района расположения библиотеки. 9 человек (4,2%) были на 1 мероприятии, 6 человек (2,8) не были ни на одном.
Отношение к мероприятиям, проводимым библиотекой по экологии распределилось следующим образом:
Таблица №12
| 89 кл. | 1011 кл. | ПУ | ССУЗ | Итого |
Помогают
развитию общеобразовательного уровня | 43 | 20,1% | 59 | 27,6% | 18 | 8,4% | 20 | 9,3% | 140 | 65,4% |
Ничего не дают | 2 | 0,9% | 2 | 0,9% | 6 | 2,8% | 5 | 2,3% | 15 | 7% |
Неожиданно, получил интересные сведения | 15 | 7% | 17 | 7,9% | 11 | 5,1% | 16 | 7,5% | 59 | 27,8% |
Итого | 60 | 28% | 78 | 36,4% | 35 | 16,4% | 41 | 19,2% | 214 | 100% |
65,4% респондентов отметили положительный момент в посещении массовых мероприятий, 27,8% ответили, что получили неожиданно для себя интересные сведения мы считаем это достаточно отрадный факт. И лишь 7% наши мероприятия ни чего не дали.
Итоговым вопросом стал: «Считаете ли Вы нужным сектор экологической культуры при ГРЮБ РБ?»
Таблица №13
| 89 кл. | 1011 кл. | ПУ | ССУЗ | Итого |
Да, очень нужен, | 54 | 25,2% | 73 | 34,1% | 20 | 9,3% | 25 | 11,7% | 172 | 80,4% |
Нет | 5 | 2,3 % | 1 | 0,5% | 4 | 6,5% | 4 | 1,9% | 14 | 6,5% |
Не задумывалась над этим вопросом | 1 | 0,5% | 4 | 1,9% | 11 | 5,1% | 12 | 5,6% | 28 | 13,1% |
Итого | 60 | 28% | 78 | 36,4% | 35 | 16,4% | 41 | 19,2% | 214 | 100% |
6,5% респондентов данная специализация не нужна, но это те ребята, в учебном процессе которых нет предметов связанных с экологией. 13% не задумывались над данной проблемой, в основном это так же те ребята, учебный процесс которых плотно не увязан с проблемами экологии. Подавляющее большинство респондентов отметили необходимость специализированного сектора экологической культуры. Данный факт показывает правильность ориентации библиотеки на создание Культурно-информационного центра по экологии.
4. Анализ результатов исследования специалистов и библиотекарей.
Для специалистов и библиотекарей была составлена несколько отличающаяся от предыдущей анкета. Еще раз повторим: 28 человек опрошенных (9,7%) библиотекари. Анкетирование прошли: библиотекари профессиональных училищ 15 человек; 9 человек библиотекари техникумов; 4 человека библиотекари сельских ЦБС, работающие с юношеством. Анкетирование проводилось во время семинаров и творческих лабораторий, проводимых ГРЮБ РБ.
Специалисты в области экологического образования составили 15,9% от общего числа опрошенных (46 человек). С анкетами сотрудники сектора экологической культуры и научно-методического отдела ГРЮБ РБ прошли по учебным заведениям города 16 школьных учителей экологии, 20 преподавателей экологии училищ и техникумов, 5 вузовских преподавателей экологии. В анкетировании приняли специалисты учебной экологической лаборатории Бурятского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО) 3 человека и 2 специалиста бывшего Государственного комитета по экологии Республики Бурятия.
Вопросы анкеты для специалистов можно разбить на следующие блоки:
1. Определение круга информационных потребностей специалистов;
2. Определение уровня взаимодействия с организациями и учреждениями экологической направленности;
3. Определение уровня работы респондентов по экологическому просвещению;
4. Определения уровня взаимодействия с сектором экологической культуры; определение заинтересованности специалистов в тех, или иных услугах сектора экологической культуры ГРЮБ РБ.
Круг информационных потребностей были призваны определить следующие вопросы: «Укажите, пожалуйста, основные направления экологической деятельности, используемые вами в работе». Распределение ответов произошло следующим образом:
Таблица №14
|
Библиотекари |
Специалисты экологи |
Экологизация предметов | 24 | 32,4% | 41 | 55,4% |
Факультативы, кружки | 15 | 20,3% | 36 | 48,6% |
Зеленый, голубой
патруль | | | 1 | 1,4% |
Экотеатр | 3 | 4,1% | 4 | 5,4% |
Мастерская по работе с природным материалом | | | 6 | 8,1% |
Экотропы | 2 | 2,7% | 3 | 4,1% |
Приусадебный участок | | | 15 | 20,3% |
Живой уголок | | | 15 | 20,3% |
Лагеря | 6 | 8,1% | 14 | 18,9% |
Туристические походы | | | 7 | 9,5% |
Экскурсии | 16 | 21,6% | 36 | 48,6% |
Другое | 3 | 4,1% | 5 | 6,8% |
Таким образом, основным направлением деятельности наших респондентов стала экологизация предметов. Наибольшее количество положительных ответов, по данной позиции дали библиотекари профессиональных училищ, занимающиеся преподавательской деятельностью и преподаватели экологии школ и училищ. Библиотекари в своей деятельности активно используют: факультативы и кружки; музеи, экскурсии, это в основном так же характерно для библиотекарей учебных заведений. Библиотекари ЦБС отметили: экотеатр, лагеря. Школьные преподаватели экологии в своей работе используют факультативные и кружковые формы работы, кроме того, при школах действуют приусадебные участки и живые уголки. Многие преподаватели используют экскурсии.
Для специалистов был повторен вопрос, направленный на выяснение тематики запросов. Проблемы экологии, имеющие первостепенное значение:
Таблица№ 15
№№ | Проблемы
экологии | Важны | Незначительно | Не интересуют | Затрудняюсь ответить |
1 | Глобальная экология | 44 | 30 | | |
2 | Экология человека | 74 | | | |
3 | Социальная экология (взаимодействие
общества с природной средой) | 48 | 26 | | |
4 | Агроэкология | 51 | 23 | | |
5 | Экология города | 68 | 6 | | |
6 | Промышленная экология | 27 | 47 | | 6 |
7 | Геоэкология | 14 | 52 | | 8 |
8 | Экология Байкальского
региона | 74 | | | |
Из приведенной выше таблицы, мы видим, что проблемы экологии во всех ее аспектах важны для наших специалистов. Лишь несколько специалистов (в основной массе, это библиотекари ЦБС затруднились определить свое отношение к геоэкологии и промышленной экологии. Эти же позиции наименее интересуют основную массу специалистов. Наибольшее количество «голосов» получили экология человека, экология Байкальского региона и экология города.
Большое значение для нас имело определение уровня взаимодействия между различными учреждениями и организациями, представители некоторых являлись нашими респондентами. На вопрос: «С какими организациями и учреждениями Вы сотрудничаете в области экологического просвещения», ответы распределились следующим образом:
Таблица №16.
| Библиотекари | Школьные учителя экологии | Преподаватели
экологии | Специалисты
экологи | ИТОГО |
Государственные
организации | 4 | 5,4% | 6 | 8,1% | 6 | 8,1% | 5 | 6,8% | 21 | 28,4% |
Общественные
организации | 17 | 23% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | 63 | 85,1% |
Общество охраны
природы | 19 | 25,7% | 16 | 21,6% | 24 | 32,4% | 5 | 6,8% | 64 | 86,5% |
Органы местного
самоуправления | 4 | 5,4% | 3 | 4,1% | 4 | 5,4% | 3 | 4,1% | 14 | 18,9% |
Научные
организации | 6 | 8,1% | 12 | 16,2% | 21 | 28,4% | 5 | 6,8% | 44 | 59,5% |
Учебные заведения | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | 74 | 100% |
ЛЭО БИПКРО | 24 | 32,4% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | 70 | 94,6% |
СЭК ГРЮБ РБ | 28 | 37,8% | 13 | 17,6% | 15 | 20,3% | 3 | 4,1% | 59 | 79,7% |
Итого | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | | |
100% опрошенных сотрудничают с учебными заведениями в области экологического просвещения. Активное сотрудничество осуществляется с Лабораторией экологического образования БИПКРО, с общественными организациями и обществом охраны природы. Библиотекари менее всего сотрудничают с государственными организациями, лишь 4 сельских библиотекаря объявили о своем сотрудничестве с органами местного самоуправления и государственными организациями. Наиболее активно сотрудничают с госорганизациями наши специалисты экологи. Вообще, для них характерен высокий уровень взаимодействия с другими организациями. В целом, можно говорить о достаточно высокой активности наших респондентов по данной позиции. Кроме того, нас очень интересовали ответы по взаимодействию с нашим сектором экологической культуры. Мы были обрадованы достаточно высоким показателем активности наших респондентов 74% опрошенных указали на свои связи с сектором экологической культуры ГРЮБ РБ. 28 библиотекаря из 28 опрошенных сотрудничают с СЭК, даже 4 сельских библиотекаря, не смотря на отдаленность районов, указали на свои связи с нашей библиотекой.
Какие формы совместной деятельности Вы практикуете с вышеперечисленными организациями:
Таблица №17
| Библиотекари | Школьные учителя экологии | Преподаватели
экологии | Специалисты
экологи | ИТОГО |
Публичные акции | 4 | 5,4% | 12 | 16,2% | 23 | 31,1% | 5 | 6,8% | 44 | 60,1:% |
Массовые
мероприятия | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | 74 | 100% |
Совместная информационная деятельность | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 24 | 32,4% | 5 | 6,8% | 73 | 98,6% |
Издательская
деятельность | 10 | 13,5% | 3 | 4,1% | 16 | 21,6% | 5 | 6,8%% | 34 | 45,9% |
Конференции
семинары | 26 | 35,1% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | 72 | 97,3% |
Совместные проекты, программы | 12 | 16,2% | 4 | 5,4% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | 46 | 62,2% |
Другое | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | 5 | 6,8% |
Итого | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | | |
Наиболее активно в совместной работе используются: различные массовые мероприятия. Высок процент у совместной информационной деятельности и в проведении конференций, семинаров. Невысокую активность библиотекарей в участии в совместных публичных акциях объяснить сложно, т.к. на наш взгляд, библиотеки должны проявлять активность в такого рода деятельности. Достаточно высокий уровень участия в совместной издательской деятельности у библиотекарей объясняется тем, что научно-методический отдел ГРЮБ РБ регулярно издает сборник «Из опыта работы», куда включает материалы, присланные библиотекарями республики. Самой активной группой стали специалисты экологи, принимающие участие в самых разнообразных совместных мероприятиях. Кроме того, активно используются консультации: библиотекари консультируются и используют методические разработки, представленные СЭК и НМО ГРЮБ РБ% преподаватели и учителя консультируются и используют в качестве лекторов ученых экологов Байкальского института природопользования СО РАН, специалистов лаборатории экологического образования БИПКРО. Так же для педагогов характерно частое использование новых методик, предложенных другими специалистами.
Мы попытались выяснить в каких экологических мероприятиях принимали участие наши респонденты на районном, республиканском, международном уровне. Данный вопрос большинство респондентов библиотекарей оставило без внимания, хотя большинство из них принимали участие в курсах повышения квалификации, семинарах, посвященных проблемам экологии, проводимых на республиканском уровне. 12 библиотекарей, 16 учителей экологии, 20 преподавателей экологии отметили свое участие в подобных мероприятиях, проводимых БИПКРО при поддержке Министерства образования и науки РБ. « ученых, 3 специалиста ЛЭО БИПКРО и 5 ВУЗовских преподавателя отметили свое участие в конференциях международного уровня. В целом, можно говорить о достаточно высокой активности наших респондентов по участию в мероприятиях по обмену опытом.
В виду, активизации деятельности Глобального экологического фонда и других благотворительных организаций, финансирующих экологическое просвещение и образование, мы постарались выяснить, в каких экологических проектах или конкурсах принимали участие наши респонденты. 15 библиотекарей учебных заведений объявили о своем участии в республиканском смотре-конкурсе по экологии среди библиотек. Хотя материалов в ГРЮБ РБ (являющейся методическим центром для библиотек системы начального и среднего профессионального образования) поступило от гораздо меньшего числа учебных заведений. Для преподавателей экологии м характерна большая активность в участии в данных мероприятиях. 5 ВУЗовских , 14 преподавателей ПУ и ССУЗов, 12 школьных учителей экологии принимали участие в разработке различных проектов экологической направленности. В основном, в качестве донора был объявлен Глобальный экологический фонд. 2 респондента (школьный учитель и преподаватель ВУЗа) выиграли гранты от данного фонда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень взаимодействия между организациями достаточно высок. Специалисты активно сотрудничают друг с другом и другими организациями различного уровня, используя в работе разнообразные формы и методы.
М предложили несколько вопросов для определения уровня работы специалистов по экологии. Ответы на вопрос: «Какие формы Вы используете в своей работе по экологическому просвещению?» расположились следующим образом:
Таблица №18
| Библиотекари | Школьные учителя экологии | Преподаватели
экологии | Специалисты
экологи | ИТОГО |
Консультации | 26 | 35,1% | 16 | 21,6% | 23 | 31,1% | 5 | 6,8% | 70 | 94,6% |
Лекции, беседы | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | 74 | 100% |
Игровые формы
работы | 25 | 33,8% | 16 | 21,6% | 21 | 28,4% | | | 62 | 83,8% |
Информационные мероприятия | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | 74 | 100% |
Школы здорового образа жизни | 5 | 6,8% | 3 | 4,1% | | | | | 8 | 10,8% |
Эколектории | 17 | 23% | 15 | 20,3% | 23 | 31,1% | 3 | 4,1% | 58 | 78,4% |
Видеолектории | 2 | 2,7% | 15 | 20,3% | 23 | 31,1% | | | 40 | 54,1% |
Обзоры литературы | 28 | 37,8% | | | | | | | 28 | 37,8% |
Встречи с
видными экологами | 12 | 16,2% | 12 | 16,2% | 14 | 18,9% | 3 | 4,1% | 41 | 55,4% |
Какие еще? | 17 | 23% | 10 | 13,5% | 7 | 9,5% | 5 | 6,8% | 39 | 52,7% |
Итого | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | | |
100% используют в своей работе информационные мероприятия это характерно и для ученых, и для педагогов, и для библиотекарей. Лекции и беседы так же используются 100% респондентов. Активно в своей работе используют консультации 94,6% респондентов. И педагоги и библиотекари часто обращаются в своей работе к такой форме как эколектории. Несколько ниже процент у видеолекториев, возможно это объясняется невысоким уровнем материально-технической базой тех заведений, в которых они работают, не укомплектованностью фондов видеоматериалами. Библиотекари в своей работе активно используют игровые формы работы, 100 процентов школьных учителей и 84% педагогов также обращаются к этой форме работы. Школа здорового образа жизни не нашла столь широкого распространения, вероятно в силу, своей комплексности. Многие респонденты используют отдельные элементы данной формы: проводят беседы, лекции, но в комплексе данная работа не ведется.
Как Вы оцениваете эффективность мероприятий, проведенных Вами?
Таблица №19
| Библиотекари | Школьные учителя экологии | Преподаватели
экологии | Специалисты
экологи | ИТОГО |
Высокая | 26 | 35,1% | 16 | 21,6% | 23 | 31,1% | 4 | 5,4% | 69 | 93,3% |
Не достаточная | 2 | 2,7% | | | 2 | 2,7% | | | 4 | 5,4% |
Низкая | | | | | | | | | | |
Нет ответа | | | | | | | 1 | 1,4% | 1 | 1,4% |
Итого | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | | |
Таким образом, мы видим, что уровень самооценки у наших специалистов высок. И такая позиция видимо имеет под собой достаточные основания. Лишь 4 человека усомнились в высоком качестве своей работы. 1 видный ученый эколог предложил оценить его работу общественности.
Следующий блок вопросов определял уровень взаимодействия наших респондентов с Сектором экологической культуры ГРЮБ РБ.
Как часто Вы обращаетесь в Сектор экологической культуры ГРЮБ РБ?
Таблица №20
| Библиотекари | Школьные учителя экологии | Преподаватели экологии | Специалисты экологи | ИТОГО |
Часто | 24 | 32,4% | 8 | 10,8% | 12 | 16,2% | 2 | | 46 | 62,8% |
Изредка | 2 | 2,7% | | 10,8% | 12 | 16,2% | | | 25 | 33,8% |
Ни разу | 2 | 2,7% | | | | 1,4% | | | 3 | 4,1% |
Итого | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | | |
Наибольшее число обращений в СЭК характерен для библиотекарей, что естественно. Лишь 2 сельских библиотекаря не обращались к нам ни разу. Педагоги разделились на две группы: одна для которой характерны частые обращения, другая, которая обращается в СЭК изредка.
Какую практическую помощь Вам может оказать Сектор экологической культуры ГРЮБ РБ?
Таблица №21
| Библиотекари | Школьные учителя экологии | Преподаватели
экологии | Специалисты
экологи | ИТОГО |
Информационную | 26 | 35,1% | 16 | 21,6% | 23 | 31,1% | 4 | 5,4% | 69 | 93,3% |
Методическую | 28 | 37,8% | 4 | 5,4% | 2 | 2,7% | | | 34 | 45,9% |
В проведении
массовых мероприятий | 24 | 32,4% | 15 | 20,3% | 15 | 20,3% | | | 54 | 73% |
Помощь в оформлении заявок на гранты | 25 | 33,8% | | | | | | | 25 | 33,8% |
Итого | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | | |
Информационную поддержку от СЭК ожидают 93,3% респондентов, это радует. Опыт работы нашего сектора по информированию специалистов не остался незамеченным. Методической поддержки, естественно ожидают 100% библиотекарей, независимо от ведомственной принадлежности. Кроме того, на нашу методическую поддержку рассчитывают школьные учителя и преподаватели экологии ПУ. Помощь в проведении массовых мероприятий нашла своих «поклонников» среди всех групп респондентов, занимающихся данной работой. Многие библиотекари, педагоги учебных заведений города приводят на ниши массовые мероприятия по экологии своих учащихся. Такое положение вещей нас радует, в то же время, настораживает некоторое потребительское отношение.
Как часто Вы получаете отказы в Секторе экологической культуры?
Таблица №22
| Библиотекари | Школьные учителя экологии | Преподаватели
экологии | Специалисты экологи | ИТОГО |
Очень часто | | | | | | | | | | |
Иногда | 2 | 2,7% | 8 | 10,8% | 8 | 10,8% | 2 | 2,7% | 20 | 27% |
Очень редко | 24 | 32,4% | 8 | 10,8% | 16 | 21,6% | 3 | 4,1% | 51 | 68,9% |
Всегда | | | | | | | | | | |
Итого | 26 | 35,1% | 16 | 21,6% | 24 | 32,4% | 5 | 6,8% | 71 | 95,9 |
68,9% респондентов очень редко получают отказы в секторе, 27% получают отказы изредка. 3 человека не ответившие на вопрос, это те, кто ни разу не обращался в сектор. Такое положение дел с отказами на запросы объясняется прежде всего высокой квалификацией специалистов сотрудников сектора экологической культуры. Они способны подобрать литературу практически по любой проблеме, отлично знают свои фонды. Кроме того, необходимо отметить высокое качество комплектования фондов сектора. Не смотря на недостаток финансирования данной статьи, библиотека уделяет большое значение комплектованию литературой по экологии. Несомненно, большое значение имеет и раскрытие фондов через систему каталогов и картотек. Информационно-библиографический отдел ГРЮБ РБ ведет помимо традиционного СБА еще и краеведческий каталог, где многоаспектно отражены проблемы экологии Байкальского региона, кроме того, отделом ведется и тематическая картотека «Экология и современность». (Данная картотека формируется в соответствии с рубрикатором, предложенным Российской государственной юношеской библиотекой). С 2000 года начата работа по созданию электронной версии данной картотеки в информационно-библиографическом отделе ГРЮБ РБ. Все это положительным образом сказывается на уровне обслуживания наших читателей.
Какие мероприятия, проводимые Сектором экологической культуры ГРЮБ РБ, Вы посещали?
Таблица №23
| Библиотекари | Школьные учителя экологии | Преподаватели
экологии | Специалисты
экологи | ИТОГО |
Консультации | 24 | 32,4% | 16 | 21,6% | 23 | 31,1% | | | 65 | 87,8% |
Лекции, беседы | 24 | 32,4% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | | | 66 | 89,2% |
Игровые формы
работы | 25 | 33,8% | 16 | 21,6% | 21 | 28,4% | | | 62 | 83,8% |
Информационные мероприятия | 23 | 31,1% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 3 | 4,1% | 67 | 90,5% |
Школы здорового образа жизни | 16 | 21,6% | 14 | 18,9% | 13 | 17,6% | | | 43 | 58,1% |
Эколектории | 24 | 32,4% | 15 | 20,3% | 23 | 31,1% | 3 | 4,1% | 65 | 87,8% |
Видеолектории | 20 | 27% | 15 | 20,3% | 23 | 31,1% | | | 58 | 78,4% |
Обзоры литературы | 26 | 35,1% | 12 | 16,2% | 15 | 20,3% | | | 53 | 71,6% |
Заседания клуба фэн шуй «Идеальный
Дом» | 24 | 32,4% | 14 | 18,9% | 15 | 20,3% | 2 | 2,7% | 55 | 74,3% |
Встречи с
видными экологами | 12 | 16,2% | 12 | 16,2% | 14 | 18,9% | 4 | 5,4% | 32 | 43,2% |
В целом, можно сказать, что без внимания наших респондентов не остались все формы массовых мероприятий, проводимых сектором экологической культуры. Для библиотекарей характерна наибольшая активность при посещении данных мероприятий, они посещали их во время семинаров, приводили своих читателей в библиотеку на мероприятия, приглашали наших специалистов к себе. Такая же активность и преподавателей экологии.
Какие методические разработки Сектора экологической культуры Вы используете в своей работе?
Таблица №24
| Библиотекари | Школьные учителя экологии | Преподаватели
экологии | Специалисты
экологи | ИТОГО |
Календарь
экологических дат | 26 | 35,1% | 16 | 21,6% | 23 | 31,1% | 3 | 4,1% | 68 | 91,9% |
Тематические Дни
экологии | 26 | 35,1% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | | | 66 | 89,2% |
Лекции, беседы | 25 | 33,8% | 16 | 21,6% | 21 | 28,4% | | | 62 | 83,8% |
Клуба фэн шуй «Идеальный Дом» | 25 | 33,8%0 | 14 | 18,9% | 21 | 28,4% | | | 60 | 81,1% |
Информационные материалы | 23 | 31,1% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 3 | 4,1% | 67 | 90,5% |
Школы здорового образа жизни | 16 | 21,6% | 14 | 18,9% | 13 | 17,6% | | | 43 | 58,1% |
Эколектории | 24 | 32,4% | 15 | 20,3% | 23 | 31,1% | | | 62 | 83,8% |
Обзоры литературы | 26 | 35,1% | 12 | 16,2% | 15 | 20,3% | | | 53 | 71,6% |
Викторины,
турниры, конкурсы | 26 | 35,1% | 16 | 21,6% | 23 | 31,1% | | | 65 | 87,8% |
Активное использование наших материалов в работе респондентов можно объяснить широкой рекламой данных изданий на различных семинарах, конференциях, Днях информации и т.д. Некоторые издания распространяются бесплатно, некоторые в рамках Договора о сотрудничестве с Министерством образования и науки РБ. Возможно низкая распространенность «Школы здорового образа жизни», объясняется большим объемом издания и соответственно достаточно высокой его ценой. В целом же по данному пункту работу библиотеки можно считать удовлетворительной.
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым существование специализированного сектора экологической культуры в юношеской библиотеке?» ответы респондентов распределились следующим образом:
Таблица №25
| Библиотекари | Школьные учителя экологии | Преподаватели
экологии | Специалисты
экологи | ИТОГО |
Да, очень нужен, | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,7% | 74 | 100% |
Нет | | | | | | | | | | |
Не задумывалась над этим вопросом | | | | | | | | | | |
Итого | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,7% | 74 | 100% |
Такое единогласие вызвано, по всей видимости, вызвано тем, что все респонденты данной группы имеют либо непосредственное, либо косвенное отношение к экологии, к экологическому просвещению. Для данной группы респондентов характерно глубокое понимание важности экологического воспитания и просвещения. И создание специализированного сектора, призванного оказать помощь в работе несомненно находит поддержку и понимание у специалистов.
Итоговым вопросом стал: «Как Вы оцениваете деятельность Юношеской библиотеки по экологическому просвещению, в целом?». Ответы распределились следующим образом:
Таблица №26
| Библиотекари | Школьные учителя экологии | Преподаватели
экологии | Специалисты
экологи | ИТОГО |
Положительно | 24 | 32,4% | 16 | 21,6% | 23 | 31,1% | 5 | 6,8% | 69 | 93,3% |
Не достаточная | 2 | 2,7% | | | 1 | 1,4% | | | 3 | 4,1% |
Отрицательно | | | | | | | | | | |
Ни чего не могу сказать | 2 | | | | 1 | 1,4% | | 1,4% | 3 | 4,1% |
Итого | 28 | 37,8% | 16 | 21,6% | 25 | 33,8% | 5 | 6,8% | | |
Большинство респондентов положительно оценили деятельность нашей библиотеки по экологическому просвещению. Такая высокая оценка вызвана действительно большим объемом работы библиотеки по экологии. На сегодня, ГРЮБ РБ с сектором экологической культуры, наиболее активно работающая библиотека, в области экологического просвещения. Наша библиотека использует в своей работе новые инновационные формы работы. Мы по праву гордимся Днями и Неделями экологии, тематическими Днями экологии, экологическими лекториями, видеолекториями. Настоящей находкой стал клуб фэн шуй «Идеальный Дом», который под своей крышей объединил наших читателей самых разных возрастов, уровней образования. Заседания данного клуба посещают и школьники, которые интересуются экологическими проблемами в целом; и студенты, которые интересуются восточной философией, экологией человека; и более старшие жители микрорайона, которым интересны самые разнообразные вопросы: от устройства сада и огорода до глобальных экологических проблем. Активная и плодотворная работа специалистов сектора экологической культуры по организации различных массовых мероприятий, информационная, методическая и издательская деятельность библиотеки не осталась без внимания. Большая работа ведется по рекламе деятельности библиотеки в СМИ, это естественно, влияет на информированность населения о нашей деятельности. Именно нашими специалистами готовятся материалы о состоянии экологического просвещения в библиотеках республики, для ежегодного доклада по экологии в республике Бурятия. 3 человека не смогли ничего сказать, ввиду того, что никогда не были в библиотеке.
5. Дополнительное исследование
В ходе работы над данным исследованием, появилась необходимость в проведении дополнительного исследования, уточняющего, определяющего уровень взаимодействия ГРЮБ РБ с другими организациями, занимающимися проблемами экологического просвещения населения.
Весной 2001 г., с целью определения уровня взаимодействий организаций, осуществляющих экологическое просвещение населения Государственной республиканской юношеской библиотекой было проведено небольшое исследование. Результаты анкетирования находятся в обработке, но мы хотели бы ознакомить с предварительными результатами данного исследования
В данном исследовании использовался раздаточный вид анкетирования, при котором каждый респондент получал анкету непосредственно из рук исследователя. Поэтому в предварительной беседе перед вручением анкеты, устно объяснялись цели сбора анкетных данных. Именно такая предварительная устная презентация, необходима в данном случае.
Одним из результатов данного анкетирования предполагалось пополнение электронной базы данных ГРЮБ организациях осуществляющих экологическое просвещение и воспитание.
Анкета состояла из 10 вопросов
1. Название, адрес учреждения.
2. Руководитель эко-информационной службы, телефон.
3. Направление деятельности и тематике проблем.
4. Возможно ли сотрудничество вашей организации с ГРЮБ. Если да то, Ваше видение организации сотрудничества с ГРЮБ
5. Взаимодействие с какими образовательными экологическими центрами и центрами экологической информации Вы осуществляете.
6. Какие у Вас есть собственные методические разработки по ведению экологической работы
7. Имеете ли Вы контакты в области экообразования в Байкальском регионе (Иркутская область, Читинская область)? Если «Да» то назовите, пожалуйста, партнеров в этих регионах.
8. Ваш информационный фонд по экообразованию?
9. С какой группой населения Вы работаете.
10. Кто оказывает поддержку Вам и кому, оказываете Вы?
В ходе анкетирования было опрошено 17 руководителей эко-информационной службы из 15 учреждений г. Улан-Удэ.
На 3 вопрос «Направление деятельности и тематики проблем» были получены такие результаты:
Комитет природных ресурсов по РБ экологическая безопасность, и экологическое воспитание.
Улан-Удэнская Дружина охраны природы экологическое просвещение.
Улан-Удэнский Базовый Медицинский колледж экология человека, биоразнообразие оз. Байкал.
Бурятский колледж связи и информатики экология человека, экологическая защита и охрана окружающей среды.
Технологический колледж ВСГТУ эковоспитание.
Театр актера и художника «Сэргэ» эковоспитание детей школьного и дошкольного возраста посредством эстетического воздействия.
Музей Природы научно-просветительская работа экологии, экология классическая, туризм.
Байкальский информационный центр «Грань» экологическое информирование, экологическое образование и просвещение.
Центр геоэкологических исследований ВСГТУ цифровое картографирование по вопросам охраны окружающей среды и природопользование.
Школа № 19 экология в общем.
Механико-технологический техникум экологические проблемы современности Байкальского региона и г. Улан-Удэ.
Профлицей № 16 экологизация учебно-воспитательного процесса.
Школа № 17 общая экология.
Городской Дворец детского юношеского творчества экологическая школа «Экос» эколого-просветительская, воспитательная, информационная, досуговая работа.
Бурятский лесопромышленный колледж экологическое воспитание студентов.
Данные ответы показывают, что направление деятельности и тематика проблем большим разнообразием не отличаются. В основном, наши респонденты затронули общие темы: экологическое просвещение, проблемы Байкальского региона. Кроме респондента Центра геоэкологических исследований Восточно-Сибирского технологического университета объявившего узкую тему, для участников анкетирования не характерно выделение узкоспециальных проблем.
На 4 вопрос: «Возможно ли сотрудничество вашей организации с ГРЮБ. Если «Да» то, каково Ваше видение организации сотрудничества с ГРЮБ?». Большинство учреждений отметили следующие формы сотрудничества: совместное проведение лекций, бесед, тематических мероприятий по охране окружающей среды; проведение совместных мероприятий; информационная и методическая помощь. В качестве форм, приемлемых для сотрудничества респонденты указали: проведение экологических уроков, экологических обзоров, экологических выставок, помощь со сценариями экологической направленности, реклама и пропаганда эко-воспитания, просмотр видеофильмов, фотографий, проведение конкурсов и викторин. Как мы видим: сотрудничество предполагает многообразие форм как воспитательных, информационных так и культурно-досуговых. Эти формы деятельности, на сегодня, внедряются в совместной работе ГРЮБ РБ с другими организациями, согласно договоров о сотрудничестве.
При анализе ответов на 5 вопрос: «Взаимодействие с какими образовательными экологическими центрами и центрами экологической информации Вы осуществляете?» было выявлено, что 9 учреждений взаимодействуют с другими учреждениями, а вот 6 учреждений, к сожалению, в своей работе по экологическому просвещению не осуществляют сотрудничества с коллегами, что естественно обедняет деятельность всех заинтересованных организаций.
Комитет природных ресурсов по РБ сотрудничает со следующими организациями: ГРЮБ РБ, школа «Экос», общественное движение «Зубр», «Экология и мир».
Улан-Удэнская Дружина охраны природы ГРЮБ РБ, ТЭСИ, межрегиональный экологический центр «Заповедник» и «Фирн».
Улан-Удэнский базовый мед.колледж экоцентр «Фирн», экоцентр БНЦ, ГРЮБ. Бурятский колледж связи и информатики ГРЮБ РБ.
Технологический колледж ВСГТУ ГРЮБ РБ, экологический центр ВСГТУ. Театр актера и художника «Сэргэ» не сотрудничает ни с кем.
Музей Природы ГРЮБ РБ, экоцентр ФИРМ, БГУ, экоцентр БНЦ.
Байкальский информационный центр «Грань» с научно-общественными организациями, ГРЮБ РБ.
Центр геоэкологических исследований Байкальский центр поддержки РОЛЛ, госучреждения «БайкалНомВод».
Школа № 19 Лаборатория экологического образования БИПКРО, ГРЮБ РБ.
Механико технологический техникум кафедра экологии ВСГТУ, ГРЮБ.
Профлицей № 16 ГРЮБ РБ.
Школа № 17 ГРЮБ РБ, ЛЭО БИПКРО.
Бурятский лесопромышленный колледж с ГРЮБ РБ, с 12, 37 школой
Школа «Экос» Общественная Дружина по охране природы, экологобиологический центр, ГРЮБ РБ, Бурятская детская библиотека РБ.
Из 15 организаций, заявивших о своем взаимодействии с другими организациями 13 организаций отметили юношескую библиотеку Бурятии. Это отрадный факт показывающий, что деятельность нашей библиотеки по экологическому просвещению молодежи не осталась незамеченной другими организациями. ГРЮБ РБ ведет активную деятельность по организации новых связей, устанавливает контакты, заключает Договора и соглашения о сотрудничестве с различными организациями, не только системы образования и культуры. Для нас характерен серьезный, аналитический подход к организации системы экологического просвещения в библиотеках, работающих с юношеством. Данный факт не остался не замеченным, такой государственной организаций как Государственный комитет природных ресурсов, Между нашими организациями заключен Договор о сотрудничестве, кроме того, Юношеская библиотека ежегодно готовит материалы о деятельности библиотек республики по экологическому просвещению населения. Театр актера и художника «Сэргэ» не сотрудничает ни с кем, возможно, это объясняется не сформированностью информационных запросов, Центр геоэкологических исследований заявил о своем сотрудничестве с научно-общественными организациями. В дальнейшем, при нахождении общих точек соприкосновения, возможно сотрудничество.
Ответы на 6 вопрос: «Какие у Вас есть собственные методические разработки по ведению экологической работы?» позволили выяснить, что в 10 учреждениях таковые есть, а вот оставшиеся 5 учреждений пока еще не имеют ресурсов для выполнения такой работы. Думаем, что если они будут сотрудничать с ГРЮБ и друг с другом, то и у них появится свое методическое обеспечение.
Улан-Удэнская дружина охраны природы разработала методическое пособие для учителей « ООПТ», акция «Марш парков».
Улан-Удэнский Базовый мед.колледж лекции по экологии, реферативные материалы студентов, научно-исследовательские разработки.
Театр актера и художника «СЭРГЭ» идет работа над методическим пособием экологическое воспитание посредством эстетического воспитания.
Музей Природы экскурсии, лекции, массовые мероприятия.
Байкальский информационный центр «Грань» сборники по TASIS.
Центр геоэкологических исследований пособие по геонидирметике (пользовательский курс по ГИС)
Механико-технологический техникум экологическое состояние гидросферы «Живи Земля», « Homo-sapiens» человек разумный (диспут)
Школа № 17 разработки проектов экологически чистых зданий.
Бурятский лесопромышленный колледж сценарии, викторины, лекции по экологии.
Школа «Экос» брейн-ринг, эрудит, эко-взгляд, открытые занятия «Мур-Шоу»
7 вопрос: «Имеете ли Вы контакты в области экообразования в Байкальском регионе (Иркутская область, Читинская область). Если да то назовите пожалуйста партнеров в этих регионах?» Ответы позволили выяснить, что всего 7 учреждений имеют такие связи. ГРЮБ РБ так же осуществляет сотрудничество с различными организациями, занимающимися проблемами экологического образования в Байкальском регионе это, прежде всего Иркутская областная юношеская библиотека им. И. Уткина, Представительство Глобального экологического фонда, общественная организация «Байкальская волна» и др. На, сегодня ГРЮБ РБ располагает Банком данных экологических организаций Республики Бурятия, который постоянно пополняется новыми сведениями, расширяется стремясь охватить и Байкальский регион. Мы надеемся, что данные сведения окажут помощь тем организациям, которые еще не нашли для себя соратников. На вопрос же прозвучали следующие ответы:
Комитет природных ресурсов по РБ г. Иркутск «Байкальская волна»
Улан-Удэнская Дружина охраны природы «ШМЭИ» г. Иркутск
Музей Природы эколого-туристский центр «БАРС» Окинского района, экоцентр Загустайской средней школы Селенгинского района.
Байкальский информационный центр «Грань» «Возрождение Земли Сибирской», « Байкальская волна» г. Иркутск.
Центр геоэкологических исследований ВСГТУ «Байкальская волна» г. Иркутск, экоцентр, «Даури» г. Чита.
Профлицей № 16 ИГУ.
Школа «Экос» Иркутский Дворец детского творчества экологический отдел, Читинская станция натуралистов.
Ответы на 8 вопрос «Ваш информационный фонд по экообразованию?» показывают, что наличие документов, периодики, книг, видеоматериалов и методических разработок присутствует почти в каждом учреждении. Именно эта литература координирует и помогает в их деятельности. А вот электронные Базы и картографические материалы есть не у всех. Работа ГРЮБ над Банком данных позволит обеспечить пользователей информации о необходимых материалах, и организациях владеющих ими.
Ответ на 9 вопрос «С какой группой населения Вы работаете?» дал следующие результаты:
со взрослыми работают 3 учреждения;
со студентами 11 учреждений;
со школьниками 12 учреждений;
с дошкольниками 3 учреждения.
Из полученных данных мы видим, что основной группой, с которой работают данные учреждения, являются учащиеся: школьники, студенты. Лишь 3 учреждения работают с дошкольниками и 3 со взрослыми людьми. Хотя практически все образовательные учреждения могли бы привлекать к образовательному процессу родителей, тем самым, приближаясь к системе непрерывного экологического образования
На 10 вопрос «Кто оказывает поддержку Вам и кому оказываете Вы?» были получены следующие ответы:
Комитет природных ресурсов оказывает поддержку организациям и учреждениям природоохранного блока, оказывает информационную поддержку библиотекам, в том числе ГРЮБ РБ.
Улан-Удэнская Дружина охраны природы от ГРЮБ РБ, ТЭСИ, межрегионального экологического центра «Заповедник» и «Фирн».
Улан-Удэнский базовый мед.колледж оказывает поддержку школам и ССУЗам, получает поддержку ГРЮБ РБ
Бурятский колледж связи и информатики получают помощь от ГРЮБ РБ.
Технологический колледж ВСГТУ от ГРЮБ РБ, экологического центра ВСГТУ.
Театр актера и художника «СЭРГЭ» получают помощь от Музея Природы в лице Степановой Валентины Дашинимаевны.
Музей Природы получают поддержку от Управления охоты, от Комитета природных ресурсов, участвует в проведении мероприятий ГРЮБ РБ, привлекает сектор экологической культуры для участия в своих мероприятиях.
Байкальский информационный центр «Грань» получают помощь от Байкальского института природопользования, оказывает поддержку и осуществляет сотрудничество с БГУ, БИПКРО, ГРЮБ РБ.
Центр геоэкологических исследований от органов государственной власти местного самоуправления, Национальной библиотеки.
Школа № 19 от лаборатории экологического образования БИПКРО, ГРЮБ РБ. Механико технологический техникум от кафедры экологии ВСГТУ, ГРЮБ.
Школа № 17 от ГРЮБ РБ, ЛЭО БИПКРО.
Профлицей № 16 от МО РБ, ГУО г. Улан-Удэ, Комитета по делам молодежи, станции юных туристов, «ФИРН», федерации спорта альпинизма, экологическая лаборатория БИПКРО, ГРЮБ РБ.
Бурятский лесопромышленный колледж от ГРЮБ РБ, оказывает помощь 12, 37 школой
Школа «Экос» от ГУО, МО РБ, ГРЮБ и Комитета по природным ресурсам.
Как мы видим, взаимовыгодное сотрудничество осуществляют все организации, которые приняли участие в анкетировании. Практически все получают информационную, методическую поддержку от ГРЮБ РБ, что говорит о высоком авторитете Юношеской библиотеки в деле экологического просвещения.
Все данные этого исследования были внесены в электронную базу данных. Следует отметить важность установления новых контактов с Театром актера и художника «СЭРГЭ» и центром геоэкологических исследований ВСГТУ. Получены 2 новых адреса в Интернете это Музей Природы [email protected] и центр геологических исследований ВСГТУ http://lro.snow.east sib.ru.
6. Выводы.
Респонденты нашего исследования люди, непосредственно принимающие участие в учебном процессе, так или иначе, связанным с экологическим просвещением и образованием.
Большинство респондентов составили учащиеся. Группа взрослых респондентов представлена людьми, стоящими, как бы на другой стороне образовательного процесса педагогами и библиотекарями. Некоторые различия в ответах между молодежью и старшими респондентами могут определяться поэтому как собственно возрастными, так и социокультурными факторами. Кроме того, мы получили различия в ответах и в группе учащихся, что, по-видимому, вызвано спецификой учебного процесса в их учебных заведениях. И в целом, возможно, полученные результаты нельзя переносить на представителей той части нашего общества, которая далека от проблем экологического образования и просвещения в целом.
1. Проблемы экологии, показало исследование, актуальны и важны для основной группы респондентов. Ребята живо интересуются экологическим проблемами, и если даже это инспирировано учебным процессом, тем не менее, факт остается отрадным. 209 респондентов учащихся наши читатели. А, значит, они посещают наши мероприятия, знакомятся с нашими выставками, слушают наши лекции, беседы, обзоры и т.д. Мы надеемся, что, и деятельность нашей библиотеки повлияла на отношение подрастающего поколения к проблемам экологии, что малая толика нашего труда по защите природы, нашла свое место в душах наших читателей. Анкетирование выявило наиболее посещаемые наши мероприятий, показало их высокую оценку респондентами.
2. По мнению основного количества наших респондентов (80,4% учащейся молодежи и 100% специалистов) специализированный сектор экологической культуры необходим. Данный факт мы считаем отрадным: многолетняя работа библиотеки по организации экологического просвещения не осталась не замеченной. Если для специалистов нет никакого сомнения в необходимости подобной структуры в библиотеке, то мнение учащихся разделились: не поддерживают данное начинание при библиотеке несколько учащихся 89классов, возможно в силу возрастных своих особенностей, и студенты, будущие профессии которых никак не связаны с экологией.
3. Отношение респондентов к деятельности библиотеки по экологическому просвещению в целом положительное. Читатели школьники активно пользуются фондом, посещают наши мероприятия, получаю новые сведения, полезную информацию и просто проводят свободное время. Читатели специалисты используют в работе наши мероприятия, методические разработки, для удовлетворения своих информационных запросов используют фонды сектора экологической культуры. Как показало исследование, ГРЮБ РБ осуществляет взаимодействие с различными государственными и общественными организациями, в сфере экологического просвещения. Высоко оценивают специалисты помощь сектора экологической культуры по различным вопросам: активно используется информационная поддержка учебного процесса, методические разработки массовых мероприятий пользуются непреходящим спросом у всех групп специалистов. Библиотека выступает как методический центр для библиотек, работающих с юношеством. Проводит ежегодный анализ деятельности библиотек республики по экологическому просвещению населения. Организует и проводит различные мероприятия по повышению квалификации библиотечных специалистов и не только. Совместно с лабораторией экологического образования БИПКРО организует и проводит Дни информации для преподавателей экологии учебных заведений республики. Составляет и издает методические материалы по проблемам экологического просвещения в республике. Большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы сектора экологической культуры на сегодня, с целью наилучшего удовлетворения читательских интересов, в секторе создано 1 АРМ библиотекаря.
Анализ результатов исследования позволяет высказать мнение о правильности взятых библиотекой ориентиров на превращение в информационный и культурный центр по экологии.
|