Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Формы работы с читателями Сценарий экологического праздника «Мы друзья твои, природа!»
Формы работы

Централизованная библиотечная система г. Прокопьевска (Кемеровская область)
Сценарий экологического праздника «Мы друзья твои, природа!»


Матвеева Р.Ю.

Оформление зала:

Стена в виде лесной поляны, поезд с улыбающимися лицами детей, цветы, грибы, птицы, бабочки из бумаги.

Музыка:

Кассеты к журналу «Колобок и два жирафа»

1 ведущий:

Дорогие друзья! Хотите вместе отравиться в увлекательное путешествие?

2 ведущий:

А поедем мы на нашем «Веселом экспрессе».

1 ведущий;

А ну-ка, занимайте в нем места!

Чтобы сесть в его вагоны,

Не спешите на вокзал.

Стал вокзалом и перроном

Наш нарядный, светлый зал!

И прибыли на станцию.

«Лесное диво» (использован знак)

2 ведущий:

Здравствуй, лес. дремучий,

Полный сказок и чудес.

Ты шумишь листвою

Ночью темней, грозовою?

 

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои.

 

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

 

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

1 ведущий:

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

2 ведущий:

Без растений и животных

Без красивых гор высоких,

Без леем, полей и рек

Жить не может человек.

1 ведущий:

Может ли каждый из вас, не кривя душой. Сказать, что действительно знает волшебный мир растений?

2 ведущий:

Как Ты думаешь, какая фабрика лучше всех организована, выпускает продукции больше, чем любая другая, никогда ее останавливается и на выплату ее работникам не требуется копейки?

1 ведущий:

Чтобы найти ответ, далеко ходить не надо. Эта поразительная фабрика находится рядом с тобой в лecy, эта фабрика – обычное растение. Поговорим о деревьях.

Викторина

1. Какое дерево вырастает одним из первых на месте пожарищ? (Берёза)

В старинной русской песне о березе есть такие слова: «Первое дело – мир освещать, второе дело – скрип утишать, третье дело – чистоту соблюдать». А вы знаете, почему так говорят?

Длинными березовыми щепками-лучинами – освещали избы. А от скрипа колёс помогал ДЁГОТЬ ИЗ березовой коры. А берёзовые веники помогали соблюдать чистоту.

2. Из продуктов какого дерева в старину делали чернила? (Дуба)

Иногда о человеке говорят, «могучий, как дуб», Да и слово «дубина», конечно, произошло от дуба. Это всё потому, что дубы очень прочные, древесина у них тяжелая, и поэтому сделать что-нибудь из дубового дерева не так-то просто! Но уж зато служить всё сделанное будет очень долго. Поэтому люди с древних времён использовали дубы для строительства, производства мебели и многого другого.

3. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)

Как еще называют осину? (Дрожащий тополь)

Так называют осину, потому что её листья дрожат, словно от страха, даже в безветренную погоду.

В России из осины делают «баклуши» – так назывались заготовки для ложек. Это считалось очень легкой работой, и с тех пор про людей, которые стремятся делать самую лёгкую работу, говорят, что они любят «бить баклуши».

4. Какое дерево в наших садах является родственницей розы? (Рябина)

Это дерево одно из самых красивых деревьев в нашем лесу. Особенно поздней осенью, когда на нём появляются ярко-красные киста из маленьких ягод.

5. Из коры какого дерева раньше делали лапти? (Из липы)

Из цветов липы – самый вкусный и полезный мёд. А еще иногда что-то не настоящее, поддельное в разговоре называют «липой». Дерево в этом совершенно не виновато – оказывается в старину из её древесины вырезали фальшивые царские печати взамен медных, их-то и называли «липой».

6. Существует ли сахарный клён? (Да)

В Северной Америке растёт самый «сладкий» – сахарный клён. Из его сока делали «кленовый мед», а индейцы даже замораживали его, и эта льдинки были, наверное, самым древним мороженым.

7. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (Ель)

Это дерево приходит в каждый дом в Новый год.

8. Древесина какого дерева прочна и устойчива к гниению? (Лиственница).

Ведущий:

Чтобы продолжить путь, нам надо преодолеть болото. Давайте выберем Проводника, а вы ребята должны помочь ему! Представьте, что перед вами болото. Нам надо пройти по кочкам и не провалиться. Проводник встаёт рядом с кочкой, это такой вот овал, имитирующий кочку, – берет в руки овал и зачитывает вопрос, а вы помогаете отвечать, но не все сразу, а поднимаете руки, иначе всех лягушек распугаете.

Вопросы:

1. Какое дерево даёт самый лучший мёд? (Липа)

2. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)

3. Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)

4. Что такое икебана? (Искусство составления букета)

5. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

6. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

7. Какую праву знает даже незрячий? (Крапиву)

8. У кого осенью детёныши рождаются? (У зайца)

9. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)

10. Что такое гербарий? (Засушенные растения)

Ведущий

Молодцы! Вы успешно преодолели болото и оказались на большой, солнечной поляне.

Шел я по лесу с корзиной,

Гриб увидел под осинкой,

Подосиновик! Ура!

Я тебя искал с утра.

 

Под березу глянул тоже –

Подберезовик пригожий!

С тёмной шляпкой набекрень

Я искал тебя весь день!

 

Сколько рыжиков под ёлкой!

Только рвать их очень колко.

Лучше к дубу напрямик,

Там уж точно боровик.

 

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути

И от белых отвести.

 

Ребята, я слышу голоса грибов, о чём же они спорят?

Сценка «Грибы»

Выходят грибы поганки. В середине стоит большой кузовок. На грибах шляпы, и грибы в виде эмблемы прикреплены на груди у участников сценки.

Мы славные ребята,

Бывалые солдаты,

И яд у нас внутри

Сатанинский гриб:

Мы редкие красавцы,

И пусть не всем мы нравимся,

И даже всем не нравимся

Бледная поганка:

Боровиков не любим,

Лисичек презираем,

Опят мы ненавидим,

Все вместе:

И к нам не подходи!

Желчный гриб:

Ведь мы в лесу хозяева,

Живём – не тужим весело

И песни ядовитые

Все грибы:

Назло мы всем поём.

Мухомор:

Все лгут, и я лгу. Ты, Боровик, лучше посмотри, кто в кузове справа сидит? Вон ложный опенок, вон ложная лисичка! Все ложные: лгун на лгуне. А слева еще хуже! Вон ядовитый Сатанинский гриб. А вон, полюбуйся, ядовитая Бледная поганка торчит! А это горький, как горчица, желчный гриб! Вон какая компания в кузове собралась! А я что хуже их! Я тоже поганка. Пустите меня к своим, братцы поганки! Вы что своих не признаете? Чего вы пихаетесь? Это же я, Мухомор!

Обращается к Бледной поганке:

Бледная поганка, замолви словечко за родственника.

Бледная поганка:

Ну, уж нет! И не подумаю! Полюбуйтесь на этого дурня в красной шапке. Да еще и в белую крапинку. Тебя же любой грибник с первого взгляда узнает, сразу поймет, что ты за фрукт. А из-за тебя еще и нас из кузова вышвырнет.

Мухомор:

Желчный гриб, дружище, хоть ты протяни мне руку! Ты поганка, и я поганка? Друг друга нам выручать надо!

Желчный гриб:

Была бы охота! Ты же, дуралей, все наши поганкины обычаи нарушил, всю нашу ядовитую семью подвёл. Ну, чего ты в красную шапку вырядился! Разве настоящая поганка станет сама в глаза всем кидаться да в ноги путаться? Уж коли ты поганка, так хоть прикинься порядочным грибом, под съедобный замаскируйся. Бери пример с нас. Правду я говорю, гриб Сатанинский?

Сатанинский гриб:

Ты, Желчный гриб, прав, как всегда! Ты, Мухомор, нас знаешь, мы до мозга костей поганки! Взгляни на нас – по виду разве заметно? То-то вот и оно! Мы в чужую одежду стараемся нарядиться. Да не во всякую там одежду, а с выбором.

Желчный гриб:

Кто среди грибов самый образцовый и положительный? Конечно же, Белый гриб Боровик. Он во все блюда мастер: в жарево, в варево. Хоть соли его, хоть суши, – он только лучше становится. Сатанинский гриб: Вот я, Сатанинский гриб, и гриб Желчный в его одежду и вырядилась. Попробуй-ка нас различи сходу. И пиджачок одинаковый, и шляпа похожа. Потому нас грибник и спутал. А тебя пусти – ты ведь нас с головой выдашь.

Бледная поганка:

Учись у меня! Из всех поганок я самая ядовитая! А по одежде распрекраснейший гриб Шампиньон! Меня вон грибник – Незнайка и не распознал, а тебя, дурня, за версту узнает!

(Мухомор пытается залезть в кузов, а поганки его не пускают)

Мухомор:

Значит, гак и не пустите? До трех считаю: раз, два.

(Все поганки дразнят Мухомора) Все:

Три, четыре.

Мухомор:

Ну, поганки, держитесь! Пеняйте на себя теперь. Все ваши приметы и хитрости грибникам выдам. Мы, как белые! Мы, как шампиньоны! Хоть вы и похожи, да не одно и тоже.

(Мухомор выволок из кузова грибы Желчный и Сатанинский)

Боровик:

Смотрите все и запоминайте. По виду эти поганки и в самом деле похожи на гриб Боровик. Но если Сатанинскому грибу надломить шляпку – вот так! – то на изломе она станет лиловой, а если то же сделать с грибом Желчным – вот так! – то его шляпка на изломе станет розовой, запомнили? А у меня излом всегда белый!

Мухомор:

Теперь, Бледная поганка, твоя очередь. Становись рядышком!

(Бледная поганка становится рядом с Сатанинским и Желчным грибами)

Боровик:

Сверху бледная поганка и впрямь на шампиньон похожа, а вот снизу – совсем другая! Какие у тебя пластинки под шляпкой? Белые, бледные. А у шампиньона они розовые, а то буроватые.

Мухомор:

Ну, а меня-то вы уже ни с кем не спутаете! Как говорится, по Сеньке и шапка. И рад бы божьей коровкой прикинуться, да пятнышки выдают.

Ведущий:

Каждый гриб выбирает в друзья какое-то дерево и растёт возле него. Почему? Потому что именно это дерево помогает грибу добывать пищу. И наоборот, гриб помогает добывать пищу для дерева. Да-да! Такой маленький гриб помогает такому большому дереву. Он добывает из почвы те вещества, которые не может добыть само дерево. Они зависят друг от друга, они связаны друг с другом. Так и мы. Все на нашей планете зависим друг от друга. И люди, и животные, и растения.

А сейчас мы с вами поиграем. В нашем волшебном Лукошке находятся грибы. Я подхожу к вам, а вы вытаскиваете загадку и отгадываете.

Загадки

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

Золотистые (лисички)

 

Растут на опушке

Рыжие подружки

А зовут их (волнушки)

Бледные на тонкой ножке. Не гуляют по дорожке,

А толпятся на полянке

Ядовитые (поганки)

 

Гриб в округе всем известный

Нынче вечером, как встарь,

В тёмной-тёмной чаще леса

Первым я зажёг фонарь (мухомор)

 

Вдоль лесных дорожек.

Много белых ножек

В шляпках разноцветных.

Издали приметных

Собирай, не мешкай!

Это... (сыроежки)

 

Не опята, не маслята

И не белые грибы

Ходим в шляпках мы приятных

Там, где сосны и дубы (рыжики)

 

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пестрый,

Как Петрушка,

Ядовитый (мухомор).

 

Много нас грибочков-братцев,

Утром в теплый летний день

Любим мы гурьбой забраться

На трухлявый старый пень. (опята)

Ведущий:

Теперь я думаю, что вы сможете отличить съедобные грибы от поганок. Наше путешествие продолжается. Нет такого человека, который не мечтал бы летать. И каждый из вас не раз с завистью следил за стремительным полетом птиц. Разноцветное птичье население Земли приближается к ста миллиардам.

Вот однажды птицы собрались на птичье собрание. Они прибыли с юга и с севера, с запада и с востока. Иные из них никогда не видели друг друга и с интересом рассматривали своих далеких собратьев.

Мы прибыли на станцию «Птичье собранье».

А поводом к собранию послужило то, что однажды сорока пролетала мимо школы и прочитала, что сороки вредные птицы.

(Включаем запись с птичьими голосами)

1 ворона:

Внимание! Внимание!

Сегодня в 13.00 часов

Работать будет станция

Для рощ и для лесов!

2 ворона:

В эфире итоги недели. На этой неделе прошло птичье собрание. Первым попросил слово розовый скворец. Он рассказывал о своих заслугах перед человечеством. Он и его родичи не раз спасали целые селения от угрожающего им голода во времена саранчовых налетов.

1 ворона:

Ученые пытались определить вес саранчовой стай. Цифры получились прямо-таки фантастичные! Оказалось, что если на одну чашу сказочно огромных весов положить большую стаю Саранчи, А на другую собрать всех жителей Индии и Пакистана, то чаша с саранчой перетянет. Она будет в полтора раза тяжелее.

2 ворона:

Тут-то на помощь людям приходят... Розовый скворец, аппетитно прищёлкивая, вспоминая осеннюю охоту. В годы особых саранчовых нашествий птицы вовсю пируют.

1 ворона:

Да будет вам известно, – сказал Розовый скворец в заключение, – люди древности называли нас посланцами богов, спасителями хлеба и оказывали нам всяческие почести.

2 ворона:

Но тут зловеще выдвинулась вперёд Ворона, она выразила сомнение, И вдруг все вспомнили, что розовые скворцы осенью налетают на виноградники и жадно поедают эту вкусную ягоду. Но позвольте, – защебетал Розовый скворец, – так другой пищи осенью не найдешь.

1 ворона:

Летом и грачи сыты: есть жуки, всякие личинки. Ловит грач и полевых мышей. Люди называют его другом. Но ранней весной грачу нелегко... Иной раз приходится заниматься воровством... Так хочется свежей зелёной пищи! И грач выдёргивает всходы кукурузы... Неужели за это и его могут разжаловать в число «вредных»?

2 ворона:

Но люди-то и сами разве во всем соблюдают правила дружбы? Немало жалоб на людей высказали птицы на своём собрании. Взять хотя бы хищников... Ястреба, Коршуна... Бросаются на цыплят,– губят маленьких зверьков. Может быть, их лучше совсем уничтожить?

1 ворона:

Нет! – говорят ученые. Нужно пересмотреть своё отношение к этим птицам. Внимательно изучая природу, наблюдая взаимоотношения живых существ между собой, ученые пришли к выводу; без хищных птиц будет хуже. Почему?

2 ворона:

Да потому, что они в лесу и в поле действуют; как санитары. Поедают умерших животных.

1 ворона:

А убивать птицу совсем нельзя. Одна и та же птица в разное время года, в разных условиях может быть полезной человеческому хозяйству, то вредной. Самая как будто бесполезная птаха – теплый кусочек родины.

2 ворона:

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому,

Боль знакома.

Того, чья песня глохнет в холода,

1 ворона:

Кто на земле живёт без дома.

(К. Кумяев)

Ведущий:

Ребята! Сейчас мы посмотрим, что вы знаете о птицах.

1. Какая птица выше всех летает? (Орёл)

2. Какая птица быстрее всех летает (Стриж)

3. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки)

4. Кто написай сказку «Гадкий утенок»? (Г.Андерсон)

5. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)

6. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел)

7. Какую птицу называют «сплетницей»? (Сорока)

8. Кто написал «Лесную газету»? (В.Бианки)

9. Какую птицу называют вестником весны? (Грач). Ю.Птица, в которую превратился гадкий утёнок? (Лебедь)

11. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин)

12. 0 каких птицах говорят, что ОНИ «Молодой весны гонцы»? (О жаворонках)

Загадки о птицах

Чёрен я пером от роду,

В поле выбраться люблю,

И на радость свекловодов

Долгоносиков гублю. (Грач)

 

Живёт в лесу,

Ухает, как разбойник,

Люди его боятся,

А он людей боится. (Филин)

 

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)

 

Застрекотав, остановиться,

Уже не может эта птица,

И говорят про болтуна,

Что он стрекочет, как она. (Сорока)

 

Всех должно быть птах шустрей

Вездесущий... (Воробей)

 

Я люблю стрелой промчаться,

Обогнать всех птиц стремлюсь.

Но с земли мне не подняться,

Если только приземлюсь. (Стриж)

 

Мать, отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду,

Чужим сбуду. (Кукушка)

 

Чтоб здоровье было лучше,

Пух роняю в сосняке.

Кувыркаюсь я на сучьях,

Как гимнаст на турнике. (Тетерев)

 

Хочет – прямо полетит,

Хочет в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (Жаворонок)

 

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей)

 

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут.(Снегирь)

 

Карасей, линей ловлю я,

Час ловлю, ловлю другой,

Их выхватывая клювом,

Словно цепкой острогой. (Цапля)

 

Птицей я слыву бессонной,

Всё ловлю мышей... одна.

Сберегу за лето тонну

Золотистого зерна. (Сова)

 

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Кле! Кле! Кле! Поёт со свистом. (Клёст)

 

Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик.

Он деревья лечит,

Постучит – им легче (Дятел)

Наше путешествие продолжается

Ведущий:

Станция «Экологические знаки»

Бом-бом-бом!

Начинается погром.

Выезжаем на природу,

 

Сколько здесь в лесу народу!

Здесь костёр и там костёр.

Банки, склянки, всякий сор.

Представьте, что вы оказались в лесу или на берегу озера, и перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и клады, и это наносит им непоправимый вред.

Перед вами экологические знаки. Подумайте, что означает каждый знак. Подберите к нему название из предложенных.

Дорогие ребята, вот и закончилось наше путешествие. Все вы молодцы и отлично справились с заданиями.

Мы – хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь.

Ведущий:

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как поле с плугом,

Как ветер с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!...

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Ведущий:

Давайте будем

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

Использованная литература:

1. Амусина Л.В. Наши пернатые друзья //Педсовет. 1999. – №6. – с.10–11

2. Дижур Б. Жалобная книга природы. М.: Детлит. 1973.

3. Конкурс знатоков и друзей леса //Весёлые медвежата. –1999. –№9. –с.9–17

4. Сладков Н. Федот, да не тот //Веселые уроки. –1999, –№8. –С.6–8.

5. «Сохранить природу – сохранить жизнь» Приключенческо-познавательная игра //1977. –№2. –с. 13–14.

Поиск