Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Формы работы с читателем Социологическое исследование «Молодежь и экология»
Формы работы

Кемеровская областная юношеская библиоетка
Cоциологическое исследование «Молодежь и экология»


В 2003 году в областной юношеской библиотеке было проведено мини исследование «Уровень экологических знаний читателей библиотеки». Исследование проводилось методом анкетирования. Его цель – определить информационные потребности пользователей, их интересы по проблемам экологии.

Опрос проводился в октябре–ноябре среди пользователей читального зала. Метод исследования – анкетирование.

Всего заполнено и обработано 204 анкет, две анкеты оказались не годными к обработке, таким образом, общее количество респондентов составило 202 человека. В результате выборки были получены следующие данные:

62 человека (30 %) – представители мужского пола, 142 человек (70 %) –представительницы женского пола.

Возрастной состав респондентов:

Табл. 1

Возраст Количество ответов %
1. 14–15 лет 26 13
2. 16–17 лет 49 24
3. 18–19 лет 73 36
4. 20–24 лет 38 19
5. 25–30 лет 16 8
  Всего 202 100

Таким образом, наибольший процент респондентов – 36% составляет возраст 18–19. Преобладание данной возрастной группы можно объяснить тем, что основную часть опрошенных составляли студенты Кем.ГАКИ и профессионально педагогического колледжа, учебные заведения, которых географически расположены вблизи библиотеки. Они являются постоянными пользователями библиотеки. 24% составляют респонденты в возрасте от 16–17 лет, это старшеклассники, которые также являются одной из основных категорий пользователей нашей библиотеки.

Анкета для читателей включала в себя вопросы, которые можно разбить на блоки:

1. Круг читательских интересов и тематика запросов.

2. Источники получения информации по экологии.

3. Библиотечные услуги и обслуживание в рамках экологического просвещения.

На вопрос «Что Вы понимаете под термином «экология» ответы распределились следующим образом:

Таб.2

Варианты ответа Количество ответов %
1. Биологическая наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой 67 34
2. Окружающая среда 14 6
3. Охрана природы 30 15
4. Наука о взаимодействии человека с окружающей средой 79 39
5. Загрязнение окружающей среды 4 2
6. Все вместе 4 2
7. Затрудняюсь ответить 4 2
  Всего 202 100

Можно сделать вывод, что большинство респондентов не имеют четкого представления, что означает термин «экология». Только 34 % опрошенных, дали правильный ответ: «Экология – это биологическая наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой». 39 % респондентов считают, что «экология – это наука о взаимодействии человека с окружающей средой», возможно потому, что известно неблагоприятное воздействие антропогенного фактора на природу. 15 % считают, что «экология – это охрана природы». 6 % дали ответ, что «экология – это окружающая среда». Можно предположить, что не зная точного определения экологии, 2 % респондентов ответили, что «экология – это загрязнение окружающей среды». 2 % респондентов ответили, что термин «экология» объединяет все вышеизложенные определения. Также 2 % затруднились с ответом.

Затрудняюсь ответить

Все вместе

Загрязнение окружающей среды

Наука о взаимодействии человека с окружающей средой

Охрана природы

Окружающая среда

Биологическая наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой


На вопрос «Чувствуете ли Вы недостаток в экологической информации?» 47 % респондентов ответили «нет». Испытывают недостаток в экологической информации 24%. 29 % опрошенных, затруднились ответить на этот вопрос. Это наводит на мысли, что библиотеке необходимо больше уделять внимание раскрытию фонда.

Задавая вопрос: «В каком плане Вас интересует экологическая информация?» получены следующие варианты ответов:

Таб.3

Варианты ответа Количество ответов %
1. В плане учебной программы 47 21
2. В плане будущей профессиональной деятельности 7 3
3. Влияние экологии на здоровье 122 54
4. Получение информации о здоровом образе жизни 41 18
5. Другое (просто интересно) 2 1
6. Не интересует 7 3
  Всего 226 100

Учитывая экологическую ситуацию Кузбасского региона, очевидно, что большинство респондентов интересует влияние экологии на здоровье человека –54%, на втором месте по значимости является необходимость обращения к этой теме в плане учебных программ – 21% (основная масса опрошенных являются учащимися школ и студентами), не интересуются информацией по экологии –3% опрошенных.

Наибольший интерес у респондентов вызывают темы:

Табл.4

Варианты ответа Количество ответов %
1. Экология глобальная 29 12
2. Экология человека 62 26
3. Экология социальная 14 6
4. Прикладная экология 2 1
5. Агроэкология 0 0
6. Экология города 62 26
7. Промышленная экология 33 14
8. Региональная экология 33 14
9. Другое (экология совести) 2 1
  Всего 237 100

Как оказалось, наших респондентов больше интересуют проблемы: экологии здоровья, экологии города, региональная и промышленная экология. Кузбасс промышленный район и все выше перечисленные темы можно объяснить «личной» заинтересованностью респондентов. Наименьший интерес вызывает прикладная экология и никого не интересует агроэкология.

Другое (экология совести)

Региональная экология

Промышленная экология

Экология города

Агроэкология

Прикладная экология

Экология социальная

Экология человека

Экология глобальная


Проводя исследование, нам было важно знать: «Какие периодические издания, отражающие на своих страницах экологические проблемы, привлекают пользователей»:

Табл.5

Варианты ответа Количество ответов
1. «Спасение» 0
2. «Лазурь» 11
3. «В мире животных»13
4. «Эко-бюллетень»15
5. «Свет: Природа и человек»11
6. «В мире растений» 15
7. «Сибирский экологический журнал»29
8. «Экос»2
9. «Экологический вестник России»12
10. «Экологическое право»16
11. «Зеленый мир»12
12. «Экология и человек»28
13. Никаких 29
  Всего 177

Из таблицы следует, что респонденты не часто обращаются к периодической литературе экологического содержания. Наибольший интерес респондентов вызывает журналы «Сибирский экологический журнал» –29% и «Экология и человек» 28%, не читают журналов экологического содержания

29%. Из этого можно сделать вывод, что библиотеке необходимо улучшать работу по пропаганде периодических изданий по экологии.


Нас интересовало, из каких источников респонденты, в основном, получают информацию по экологическим проблемам.

Табл.6

Варианты ответа Количество ответов %
1. Телевидение 94 33
2. Радио 18 13
3. Научная литература 4 3
4. Периодические издания 15 11
5. Учебные заведения 34 26
6. Личные контакты 12 9
7. Все источники 2 1
8. Не интересуюсь экологическими проблемами 4 3
9. Затрудняюсь ответить 2 1
  Всего 286 100

Как видно из представленной таблицы, наибольшее число респондентов получают информацию из телевизионных программ – 33%, на втором месте являются «Учебные заведения» – 26%, затем радио – 13% и периодические издания – 11%. 3% опрошенных ответили, что проблемы экологии их не интересуют

На вопрос: «Как часто вы обращаетесь за экологической информацией?» 49% ответили – «Иногда», 28% ответили «Часто», 11% ответили «Редко» и 2% респондентов ответили, что «Никогда» не обращаются к литературе экологического содержания.

Отвечая на вопрос: «Достаточно ли информации по экологии Вы получаете в нашей библиотеке?», основная масса респондентов ответили, что получают ответ на все вопросы – 54%, получают «частично» – 38 % и лишь 2% ответили, что «нет нужной информации».

В ходе исследования мы хотели узнать посещают ли респонденты мероприятия по экологии, проводимые нашей библиотекой.

Табл.7

Варианты ответа Количество ответов %
1. Бываю на всех мероприятиях 0 0
2. Иногда 73 36
3. Не посещаю 79 39
4. Пришел в первый раз 50 25
  Всего 202 100

Как оказалось, из числа опрошенных 36% «посещают мероприятия» «Иногда», 25% «Пришли в первый раз» и 39% не посещают подобных мероприятий никогда.

На просьбу выразить свое отношение к мероприятиям библиотеки по экологическим проблемам мы получили следующие ответы:

Табл.8

Варианты ответа Количество ответов %
1. Помогают развитию общеобразовательного уровня 82 41
2. Неожиданно получил интересные сведения 36 18
3. Ничего не дают 0 0
4. Интересно 32 16
5. Затрудняюсь ответить 52 26
  Всего 202 100

Наибольшее количество респондентов ответили, что такие мероприятия помогают развитию общеобразовательного уровня, 18% опрошенных отметили, что неожиданно получили интересные сведения, 16% было интересно посетить эти мероприятия «Хорошо, что проводите», 26% затруднились ответить на вопрос «Не знала об их проведении», «Хотела бы, но не знаю, когда они проходят».

Из форм проводимых мероприятий, которые вызвали наибольший интерес, отметили следующие:

Табл.9

Варианты ответа Количество ответов %
1. Беседы 18 9
2. Обзоры 16 8
3. Вечера 18 9
4. Игровые программы 63 31
5. Викторины 30 15
6. Круглые столы 12 6
7. Конференции 10 5
8. Выставки 8 4
9. Акции 27 13
  Всего 202 100

Большинство респондентов предпочитают активные формы мероприятий, т.е. те, где они могут проявить себя, показать свои знания: игровые программы – 31%, викторины – 15%, акции –13%. Меньше интересуют традиционные формы такие как: обзоры – 8%, беседы и вечера – 9%, где приходится выступать в лице пассивных слушателей. Такие формы как конференции и круглые столы почти не вызвали интереса – 6% и 5%. Менее всего респондентов интересуют выставки – 4% из этого следует сделать вывод, что необходимо к организациям выставок подходить более серьезно, использовать больше инновационных форм.


В заключение исследования нам было интересно узнать «В каких продуктах и услугах по экологическим проблемам представляемым библиотекой респонденты наиболее заинтересованы?»

Табл.10

Варианты ответа Количество ответов %
1. Тематические подборки 46 23
2. Списки литературы 24 12
3. Сборники сценариев 8 4
4. Дайджесты 24 12
5. CD 24 12
6. Internet 68 33
7. Готовые доклады (рефераты) 4 2
8. Другое (без комментариев) 4 2
  Всего 202 100

Развитие новых технологий позволяет пользователям библиотеки быстро находить необходимую им информацию. Поэтому неудивительно, что на первом месте в своих ответах они поставили такую услугу как Internet – 33%, в целях экономии времени наши респонденты предпочитают пользоваться готовыми тематическими подборками – 23%. Нас радует, что респонденты предпочитают самостоятельно находить нужную информацию и всего 2% предпочитают получить готовые доклады и рефераты.


Анализируя результаты опроса можно сделать вывод, что направление работы библиотеки по экологическому просвещению важно и необходимо. Респондентами, принимавшими участие в исследовании, являлись постоянные пользователи библиотеки. В основном это студенты Кем.ГУКИ, учащиеся школ, колледжей: экологию они изучают в рамках учебных программ, поэтому перед библиотекой стоит серьезная задача более активно привлекать эту категорию пользователей к мероприятиям связанными с экологическим просвещением

Отношение респондентов к деятельности библиотеки по экологическому просвещению в целом положительное.

Вместе с тем, можно сделать вывод: библиотеке необходимо улучшать работу по рекламной деятельности, больше уделять внимание раскрытию фонда, улучшать работу по пропаганде периодических изданий по экологии. Необходимо более активно работать не только со старшеклассниками и студентами, являющимися постоянными пользователями библиотеки, но и привлекать на мероприятия учащихся, для которых экология является профильным предметом. Заключить Договоры о творческом сотрудничестве с экологическими организациями. Исследование позволило высказать мнение о сильных и слабых сторонах деятельности библиотеки. Сотрудники библиотеки пришли к выводу о необходимости разработки новой программы, которая позволит улучшить работу по обслуживанию пользователей библиотеки.

Поиск