Кемеровская областная юношеская библиоетка
Cоциологическое исследование «Молодежь и экология»
В 2003 году в областной юношеской библиотеке было проведено мини исследование «Уровень экологических знаний читателей библиотеки». Исследование проводилось методом анкетирования. Его цель определить информационные потребности пользователей, их интересы по проблемам экологии.
Опрос проводился в октябреноябре среди пользователей читального зала. Метод исследования анкетирование.
Всего заполнено и обработано 204 анкет, две анкеты оказались не годными к обработке, таким образом, общее количество респондентов составило 202 человека. В результате выборки были получены следующие данные:
62 человека (30 %) представители мужского пола, 142 человек (70 %) представительницы женского пола.
Возрастной состав респондентов:
Табл. 1
№ | Возраст | Количество ответов | % |
1. | 1415 лет | 26 | 13 |
2. | 1617 лет | 49 | 24 |
3. | 1819 лет | 73 | 36 |
4. | 2024 лет | 38 | 19 |
5. | 2530 лет | 16 | 8 |
| Всего | 202 | 100 |
Таким образом, наибольший процент респондентов 36% составляет возраст 1819. Преобладание данной возрастной группы можно объяснить тем, что основную часть опрошенных составляли студенты Кем.ГАКИ и профессионально педагогического колледжа, учебные заведения, которых географически расположены вблизи библиотеки. Они являются постоянными пользователями библиотеки. 24% составляют респонденты в возрасте от 1617 лет, это старшеклассники, которые также являются одной из основных категорий пользователей нашей библиотеки.
Анкета для читателей включала в себя вопросы, которые можно разбить на блоки:
1. Круг читательских интересов и тематика запросов.
2. Источники получения информации по экологии.
3. Библиотечные услуги и обслуживание в рамках экологического просвещения.
На вопрос «Что Вы понимаете под термином «экология» ответы распределились следующим образом:
Таб.2
№ | Варианты ответа | Количество ответов | % |
1. | Биологическая наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой | 67 | 34 |
2. | Окружающая среда | 14 | 6 |
3. | Охрана природы | 30 | 15 |
4. | Наука о взаимодействии человека с окружающей средой | 79 | 39 |
5. | Загрязнение окружающей среды | 4 | 2 |
6. | Все вместе | 4 | 2 |
7. | Затрудняюсь ответить | 4 | 2 |
| Всего | 202 | 100 |
Можно сделать вывод, что большинство респондентов не имеют четкого представления, что означает термин «экология». Только 34 % опрошенных, дали правильный ответ: «Экология это биологическая наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой». 39 % респондентов считают, что «экология это наука о взаимодействии человека с окружающей средой», возможно потому, что известно неблагоприятное воздействие антропогенного фактора на природу. 15 % считают, что «экология это охрана природы». 6 % дали ответ, что «экология это окружающая среда». Можно предположить, что не зная точного определения экологии, 2 % респондентов ответили, что «экология это загрязнение окружающей среды». 2 % респондентов ответили, что термин «экология» объединяет все вышеизложенные определения. Также 2 % затруднились с ответом.
Затрудняюсь ответить
Все вместе
Загрязнение окружающей среды
Наука о взаимодействии человека с окружающей средой
Охрана природы
Окружающая среда
Биологическая наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой
На вопрос «Чувствуете ли Вы недостаток в экологической информации?» 47 % респондентов ответили «нет». Испытывают недостаток в экологической информации 24%. 29 % опрошенных, затруднились ответить на этот вопрос. Это наводит на мысли, что библиотеке необходимо больше уделять внимание раскрытию фонда.
Задавая вопрос: «В каком плане Вас интересует экологическая информация?» получены следующие варианты ответов:
Таб.3
№ | Варианты ответа | Количество ответов | % |
1. | В плане учебной программы | 47 | 21 |
2. | В плане будущей профессиональной деятельности | 7 | 3 |
3. | Влияние экологии на здоровье | 122 | 54 |
4. | Получение информации о здоровом образе жизни | 41 | 18 |
5. | Другое (просто интересно) | 2 | 1 |
6. | Не интересует | 7 | 3 |
| Всего | 226 | 100 |
Учитывая экологическую ситуацию Кузбасского региона, очевидно, что большинство респондентов интересует влияние экологии на здоровье человека 54%, на втором месте по значимости является необходимость обращения к этой теме в плане учебных программ 21% (основная масса опрошенных являются учащимися школ и студентами), не интересуются информацией по экологии 3% опрошенных.
Наибольший интерес у респондентов вызывают темы:
Табл.4
№ | Варианты ответа | Количество ответов | % |
1. | Экология глобальная | 29 | 12 |
2. | Экология человека | 62 | 26 |
3. | Экология социальная | 14 | 6 |
4. | Прикладная экология | 2 | 1 |
5. | Агроэкология | 0 | 0 |
6. | Экология города | 62 | 26 |
7. | Промышленная экология | 33 | 14 |
8. | Региональная экология | 33 | 14 |
9. | Другое (экология совести) | 2 | 1 |
| Всего | 237 | 100 |
Как оказалось, наших респондентов больше интересуют проблемы: экологии здоровья, экологии города, региональная и промышленная экология. Кузбасс промышленный район и все выше перечисленные темы можно объяснить «личной» заинтересованностью респондентов. Наименьший интерес вызывает прикладная экология и никого не интересует агроэкология.
Другое (экология совести)
Региональная экология
Промышленная экология
Экология города
Агроэкология
Прикладная экология
Экология социальная
Экология человека
Экология глобальная
Проводя исследование, нам было важно знать: «Какие периодические издания, отражающие на своих страницах экологические проблемы, привлекают пользователей»:
Табл.5
№ | Варианты ответа | Количество ответов |
1. | «Спасение» | 0 |
2. | «Лазурь» | 11 |
3. | «В мире животных» | 13 |
4. | «Эко-бюллетень» | 15 |
5. | «Свет: Природа и человек» | 11 |
6. | «В мире растений» | 15 |
7. | «Сибирский экологический журнал» | 29 |
8. | «Экос» | 2 |
9. | «Экологический вестник России» | 12 |
10. | «Экологическое право» | 16 |
11. | «Зеленый мир» | 12 |
12. | «Экология и человек» | 28 |
13. | Никаких | 29 |
| Всего | 177 |
Из таблицы следует, что респонденты не часто обращаются к периодической литературе экологического содержания. Наибольший интерес респондентов вызывает журналы «Сибирский экологический журнал» 29% и «Экология и человек» 28%, не читают журналов экологического содержания
29%. Из этого можно сделать вывод, что библиотеке необходимо улучшать работу по пропаганде периодических изданий по экологии.
Нас интересовало, из каких источников респонденты, в основном, получают информацию по экологическим проблемам.
Табл.6
№ | Варианты ответа | Количество ответов | % |
1. | Телевидение | 94 | 33 |
2. | Радио | 18 | 13 |
3. | Научная литература | 4 | 3 |
4. | Периодические издания | 15 | 11 |
5. | Учебные заведения | 34 | 26 |
6. | Личные контакты | 12 | 9 |
7. | Все источники | 2 | 1 |
8. | Не интересуюсь экологическими проблемами | 4 | 3 |
9. | Затрудняюсь ответить | 2 | 1 |
| Всего | 286 | 100 |
Как видно из представленной таблицы, наибольшее число респондентов получают информацию из телевизионных программ 33%, на втором месте являются «Учебные заведения» 26%, затем радио 13% и периодические издания 11%. 3% опрошенных ответили, что проблемы экологии их не интересуют
На вопрос: «Как часто вы обращаетесь за экологической информацией?» 49% ответили «Иногда», 28% ответили «Часто», 11% ответили «Редко» и 2% респондентов ответили, что «Никогда» не обращаются к литературе экологического содержания.
Отвечая на вопрос: «Достаточно ли информации по экологии Вы получаете в нашей библиотеке?», основная масса респондентов ответили, что получают ответ на все вопросы 54%, получают «частично» 38 % и лишь 2% ответили, что «нет нужной информации».
В ходе исследования мы хотели узнать посещают ли респонденты мероприятия по экологии, проводимые нашей библиотекой.
Табл.7
№ | Варианты ответа | Количество ответов | % |
1. | Бываю на всех мероприятиях | 0 | 0 |
2. | Иногда | 73 | 36 |
3. | Не посещаю | 79 | 39 |
4. | Пришел в первый раз | 50 | 25 |
| Всего | 202 | 100 |
Как оказалось, из числа опрошенных 36% «посещают мероприятия» «Иногда», 25% «Пришли в первый раз» и 39% не посещают подобных мероприятий никогда.
На просьбу выразить свое отношение к мероприятиям библиотеки по экологическим проблемам мы получили следующие ответы:
Табл.8
№ | Варианты ответа | Количество ответов | % |
1. | Помогают развитию
общеобразовательного уровня | 82 | 41 |
2. | Неожиданно получил интересные сведения | 36 | 18 |
3. | Ничего не дают | 0 | 0 |
4. | Интересно | 32 | 16 |
5. | Затрудняюсь ответить | 52 | 26 |
| Всего | 202 | 100 |
Наибольшее количество респондентов ответили, что такие мероприятия помогают развитию общеобразовательного уровня, 18% опрошенных отметили, что неожиданно получили интересные сведения, 16% было интересно посетить эти мероприятия «Хорошо, что проводите», 26% затруднились ответить на вопрос «Не знала об их проведении», «Хотела бы, но не знаю, когда они проходят».
Из форм проводимых мероприятий, которые вызвали наибольший интерес, отметили следующие:
Табл.9
№ | Варианты ответа | Количество ответов | % |
1. | Беседы | 18 | 9 |
2. | Обзоры | 16 | 8 |
3. | Вечера | 18 | 9 |
4. | Игровые программы | 63 | 31 |
5. | Викторины | 30 | 15 |
6. | Круглые столы | 12 | 6 |
7. | Конференции | 10 | 5 |
8. | Выставки | 8 | 4 |
9. | Акции | 27 | 13 |
| Всего | 202 | 100 |
Большинство респондентов предпочитают активные формы мероприятий, т.е. те, где они могут проявить себя, показать свои знания: игровые программы 31%, викторины 15%, акции 13%. Меньше интересуют традиционные формы такие как: обзоры 8%, беседы и вечера 9%, где приходится выступать в лице пассивных слушателей. Такие формы как конференции и круглые столы почти не вызвали интереса 6% и 5%. Менее всего респондентов интересуют выставки 4% из этого следует сделать вывод, что необходимо к организациям выставок подходить более серьезно, использовать больше инновационных форм.
В заключение исследования нам было интересно узнать «В каких продуктах и услугах по экологическим проблемам представляемым библиотекой респонденты наиболее заинтересованы?»
Табл.10
№ | Варианты ответа | Количество ответов | % |
1. | Тематические подборки | 46 | 23 |
2. | Списки литературы | 24 | 12 |
3. | Сборники сценариев | 8 | 4 |
4. | Дайджесты | 24 | 12 |
5. | CD | 24 | 12 |
6. | Internet | 68 | 33 |
7. | Готовые доклады (рефераты) | 4 | 2 |
8. | Другое (без комментариев) | 4 | 2 |
| Всего | 202 | 100 |
Развитие новых технологий позволяет пользователям библиотеки быстро находить необходимую им информацию. Поэтому неудивительно, что на первом месте в своих ответах они поставили такую услугу как Internet 33%, в целях экономии времени наши респонденты предпочитают пользоваться готовыми тематическими подборками 23%. Нас радует, что респонденты предпочитают самостоятельно находить нужную информацию и всего 2% предпочитают получить готовые доклады и рефераты.
Анализируя результаты опроса можно сделать вывод, что направление работы библиотеки по экологическому просвещению важно и необходимо. Респондентами, принимавшими участие в исследовании, являлись постоянные пользователи библиотеки. В основном это студенты Кем.ГУКИ, учащиеся школ, колледжей: экологию они изучают в рамках учебных программ, поэтому перед библиотекой стоит серьезная задача более активно привлекать эту категорию пользователей к мероприятиям связанными с экологическим просвещением
Отношение респондентов к деятельности библиотеки по экологическому просвещению в целом положительное.
Вместе с тем, можно сделать вывод: библиотеке необходимо улучшать работу по рекламной деятельности, больше уделять внимание раскрытию фонда, улучшать работу по пропаганде периодических изданий по экологии. Необходимо более активно работать не только со старшеклассниками и студентами, являющимися постоянными пользователями библиотеки, но и привлекать на мероприятия учащихся, для которых экология является профильным предметом. Заключить Договоры о творческом сотрудничестве с экологическими организациями. Исследование позволило высказать мнение о сильных и слабых сторонах деятельности библиотеки. Сотрудники библиотеки пришли к выводу о необходимости разработки новой программы, которая позволит улучшить работу по обслуживанию пользователей библиотеки.
|