|
Программа Иркутской областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина
«Байкал объект мирового природного наследия»
Экологическое просвещение населения байкальского региона в системе «Библиотека ВУЗ социальная среда» на 2001 2003 годы
Цель
Выход на качественно новый уровень развития экологического сознания личности на основе просвещения, пропаганды и рекламы экологически ориентированной деятельности и ее реализация на модельной территории. В качестве модельной территории выбран Ольхонский район.
Организации, участвующие в реализации программы
- Областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина (директор Л.М. Середкина, заслуженный работник культуры РФ; Г.Н. Иванова, главный библиотекарь отдела экологической культуры, заслуженный работник культуры РФ; А.С. Стародубцева, редактор альманаха «Первоцвет»).
- Кампания «Байкал объект всемирного наследия (координатор кампании, редактор Иркутской региональной общественной организации «Байкальская экологическая волна», к.б.н. Т.А. Маркова; библиотекарь Ю.Г. Жилина).
- Комитет природных ресурсов по Иркутской области (ведущий специалист отдела экологической безопасности А.Г. Райспер).
- Иркутский государственный педагогический университет (зав. кафедрой экологии и естествознания, д.б.н. А.А. Потапов; доцент кафедры педагогики к.п.н. Л.М. Горбунов).
- Институт повышения квалификации работников образования (доцент кафедры научно-естественных дисциплин Л.М. Игольницина).
- Лимнологический институт СО РАН (зам директора, к.г.-м.н А.Н. Сутурин; главный специалист по охране окружающей среды, к.б.н. Е.Н. Кузеванова).
- Байкальский музей ( зав. экспозицией, заслуженный работник культуры В.И. Галкина).
- Байкало-Ленский государственный природный заповедник (начальник отдела природоохранного просвещения, к.б.н., заслуженный эколог России, член Союза писателей С.К. Устинов).
- Областной совет Всероссийского общества охраны природы (председатель Президиума В.М. Шленова).
- Прибайкальский государственный природный национальный парк (начальник отдела рекреации З.Ф. Хабибулина).
- Администрация Ольхонского района.
- Централизованная библиотечная система Ольхонского района.
- Благодаря объединению ресурсов (специалистов, баз по экологическому просвещению населения модельной территории, материально-технического обеспечения) создаются приоритеты названной структуры:
- динамичность экологического просвещения в социуме;
- гибкость в удовлетворении широкого спектра эколого-образовательных интересов человека;
- реальная возможность компенсации недостатков непрофильного образования (неэкологического).
Актуальность данной темы обусловлена рядом противоречий:
- стремление общества выйти на качественно новый уровень экологического просвещения населения Байкальского региона и отсутствие целостной системы, обеспечивающей эффективность просвещения населения на отдельно взятой модельной территории;
- стремление личности реализовать себя в экологической деятельности и трудность сделать это в силу отсутствия координационного центра на модельной территории, создающего условия для самореализации личности;
- стремление личности получить современную правдивую экологическую информацию и зачастую невозможность этого в силу утаивания государственными структурами реальной экологической обстановки в Байкальском регионе, в частности на модельной территории.
Необходимость создания просвещенческой системы «библиотека ВУЗ- социальная среда» на модельной территории обусловлена целью становления экологичной личности, т. е. личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания, для которого характерны следующие особенности:
- осознание природы как универсальной ценности, самоценности, имеющей право на существование «просто так», вне зависимости от полезности (бесполезности) для человека;
- отказ от привилегий человека перед природой;
- осознание человека и природа как единых частей одной системы;
- отказ от воздействия на природу;
- воздействие на природу сменяется взаимодействием;
- осознание экологического императива: разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие;
- осмысление процесса коэволюции как взаимовыгодного единства человека и природы;
- осознание необходимости распространения этических норм и правил, действующих между людьми, равным образом и на взаимодействие с миром природы.
Опыт взаимодействия Областной юношеской библиотекой им. И.П. Уткина и Иркутского государственного педагогического университета показал, что эффективно решать проблему экологического просвещения населения Байкальского региона можно, объединив возможности своих баз. Эффективность усиливается при концентрации деятельности всех участников программы на модельной территории (территории локального региона, местности, отдельного населенного пункта).
Иркутский государственный педагогический университет (кафедра педагогики, доцент Л.М. Горбунов) совместно с Областной юношеской библиотекой им. И.П. Уткина (главный библиотекарь отдела экологической культуры Иванова Г.Н.) обеспечивают разработку программы «Экологическое просвещение населения Байкальского региона в системе «библиотека ВУЗ социальная среда». Библиотека предоставляет книжные фонды, аудитории, электронную базу данных, информационные ресурсы, Интернет.
Руководители программы:
- Середкина Лидия Михайловна, директор Областной юношеской библиотеки им. И.П.Уткина, заслуженный работник культуры РФ,
- Иванова Галина Николаевна, главный библиотекарь отдела экологической культуры, заслуженный работник культуры РФ,
- Горбунов Леонид Михайлович, доцент кафедры педагогики ИГПУ.
Идея исследования заключается в создании культурно-просветительского экообразовательного пространства на модельной территории, обеспечивающего взаимосвязь эковоспитания и самовоспитания как наиболее эффективного пути становления экологичной личности. В качестве модельной территории выбран Ольхонский район, потому что он, во-первых, расположен в непосредственной близости к территории Байкала, во-вторых, является местом компактного проживания коренного населения бурят, с их своеобразной культурой, обычаями , в-третьих, дотационный район, экономически слабый и, следовательно, со слабо развитой инфраструктурой.
Культурно-просветительское экообразовательное пространство организуется всеми субъектами экообразования из предметно-пространственного, социально-поведенческого окружения и событийного окружения.
Предметно-пространственное окружение это совокупность культурных учреждений модельной территории, которая должна оказывать положительное психологическое, экообразовательное влияние на сознание, чувства и поведение ее жителей. Предметно-пространственное окружение создает условия для определенной свободы выбора как в учебно-познавательной, так и в исследовательской деятельности. Предметно-пространственное окружение становится фактором личностного становления гражданина при условии его активной включенности в заботу об окружающей социо-природной среде, а также о своем здоровье.
Социально-поведенческое окружение формируется всеми участниками данного проекта за счет просвещения идей экологической психопедагогики, ставящей экологические вопросы в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая учреждениями дополнительного образования. Социально-поведенческое окружение призвано способствовать саморегуляции поведения человека по отношению к миру природы через усвоение правил, норм, специфики экологической морали.
Событийное окружение это пространство, подвластное непосредственному педагогическому влиянию, обеспечивающему каждому гражданину модельной территории знания, умения и практические навыки в области сохранения и приумножения природных богатств, культуру поведения и убеждения, основой которых должно стать ответственное отношение к окружающей социо-природной среде. Событийное окружение содержит в себе систему оценивания явлений, событий, действий с позиций общечеловеческой и профессиональной культуры.
Квалифицированные кадры позволят построить и реализовать процесс экологического просвещения населения на модельной территории как «погружение» в экологическую психопедагогику, как систему непрерывных и во времени расположенных влияний на сознание, чувства и поведение человека.
Принципы, на которых строится экологическое просвещение байкальского региона:
- плановость экологического просвещения населения;
- единство прав граждан РФ на информацию о состоянии окружающей среды и их обязанностей по отношению к взаимодействию с природой;
- принцип вертикали координация и согласованность федеральных, региональных и местных программ с рекомендациями мирового сообщества в области экологического образования;
- принцип горизонтали единство Федерального образовательного пространства;
- научность и открытость системы образования;
- гибкость и вариативность системы экологического просвещения;
- принцип саморазвития.
Объект исследования жители Байкальского региона (Ольхонский район).
Предмет исследования система экологического просвещения населения Байкальского региона как основа становления экологичной личности.
Гипотеза. Процесс экологического просвещения, пропаганды и рекламы экологически ориентированной деятельности на модельной территории в системе «библиотека вуз социальная среда» предположительно даст эффект при выполнении совокупности организационно-педагогических условий, если:
- система экологического просвещения населения будет построена как совокупность непрерывных и во времени расположенных влияний на сознание, чувства и поведение человека;
- координация деятельности различных социальных институтов будет создана как взаимосвязанная деятельность специалистов в области экологического образования: отдела экологической безопасности Комитета природных ресурсов по Иркутской области, Байкальского института экологии и природопользования, Сибирского института права, экономики и управления. Института повышения квалификации работников образования. Иркутского государственного педагогического университета. Общества охраны природы, общественных организаций «Байкальская волна», издателей журнала «Волна», неформальных экологических организаций и объединений «зеленых», работников прессы, радио и телевидения;
- будет переведена работа кафедры экологии и естествознания, кафедры педагогики ИГПУ, Областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина на модульную систему обслуживания населения модельной территории. Под модулем понимается совокупность самостоятельно работающих, законченных программ, реализуемых названными кафедрами и отделами библиотеки, каждая из которых является частью определенной системы и может заменяться или качественно обновляться в силу динамично изменяющейся действительности;
- будут разработаны современные активные и интенсивные методы, формы экологического просвещения населения модельной территории;
- создана информационно-диагностическая служба в системе «библиотека ВУЗ социальная среда», обеспечивающая мониторинг экологических знаний представителей всех возрастных и социальных групп на модельной территории;
- сформирована материально-техническая база, методического и технологического обеспечения как основы эффективности процесса экологического просвещения населения;
- определены приоритетные направления экологического просвещения всех социальных слоев модельной территории с акцентом на уникальность Байкальского региона: значение Байкала (глобальное, общероссийское, региональное); природа Байкала (ландшафты, флора и фауна); экологические проблемы Байкала (причины возникновения, последствия, пути решения); сохранение Байкала как участка всемирного наследия; ресурсы Байкала (запасы, использование, восстановление); изучение Байкала (направления, результаты и перспективы); население Прибайкалья (история, культура, экономика); Байкал: международные и российские организации, борющиеся за охрану окружающей среды; Байкал и экологическая литература о нем; Байкал в живописи и музыке;
- создана маркетинговая система рекламного производства, включающая рекламу выпускаемых печатных изданий экологической тематики, подготовленных специалистами, участвующими в проекте.
Задачи исследования:
1. Разработать Концепцию экологического просвещения населения Байкальского региона (в т.ч. Ольхонского района).
2. Разработать Программу экологического просвещения населения на модельной территории, включающую следующие направления: популяризацию экологических знаний через СМИ, радио, ТВ; организацию курсов лекций для местного населения по экологической, природоохранной, краеведческой тематике; мониторинг экологических знаний представителей всех возрастных и социальных групп на модельной территории; рекламно-просветительскую деятельность на модельной территории.
3. Обеспечить содержательное, методическое, технологическое оснащение проекта.
Сроки реализации программы:
2001 2003
Этапы реализации проекта:
1 этап (январь-декабрь 2001 г.).
Теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, разработка целей, задач, содержания и методики просвещения населения Байкальского региона. Проведение установочных и проблемных семинаров, консультации и участников проекта. Создание инициативных групп среди населения по разработке конкретных планов действий. Апробация отдельных технологий (интеграционных, структурно-логических, диалоговых). Подготовка методических материалов. Смотр готовности по реализации проекта «Экологическое просвещение населения Байкальского региона в системе библиотека вуз социальная среда».
2 этап (январь-декабрь 2002, январь -июнь2003 г.).
Реализация проекта. Расширение опытно-экспериментальной работы как по содержанию, так и по объему. Подготовка печатной продукции по экологическому просвещению населения (учебные пособия, методические материалы, рекомендации, программы для специалистов гон, работающих в области экологического образования и воспитания).
3 этап (июль октябрь 2003 г.).
Обобщение результатов реализации проекта. Публикация научно методической продукции для преподавателей вузов, учителей, воспитателей, родителей, работников библиотек и других социальных слоев населения на модельной территории.
Общая сумма затрат на реализацию программы:
- 2001 г. 20 тыс. руб.
- 2002 г. 60 тыс. руб.
- 2003 г. 60 тыс. руб.
Контактная информация
Адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Чехова 10,
Тел./факс: (3952) 277-074,
Тел.: (3952) 270-793
E-mail: [email protected]
|